10 июля

Нужно больше «лошадей»: что происходит на российском рынке тракторов

Курс — на импортозамещение и сотрудничество с Китаем

Источник: поле.рф

После ухода ряда импортных производителей российский рынок ощутил серьезную нехватку тракторов. Высвободившуюся долю активно стали занимать новые бренды, однако отечественные аграрии не спешат пополнять свой парк. Что сдерживает этот сегмент, какие позитивные тренды зародились в непростое для российского АПК время и какие новинки появились за последний год, узнала редакция поле.рф.

В прямой зависимости от аграриев

По словам генерального директора компании ОПТИТЭК Татьяны Фадеевой, в России подлежит замене более трети тракторов возрастом свыше десяти лет, при этом уровень оснащенности тракторами и комбайнами остается одним из самых низких среди развитых стран. 

Генеральный директор компании ОПТИТЭК Татьяна Фадеева
Генеральный директор компании ОПТИТЭК Татьяна Фадеева

Курсовые колебания и повышенный летом прошлого года утилизационный сбор на импортные машины также внесли свой вклад. По словам Фадеевой, в 2023 году стоимость трактора как российского, так и зарубежного производства выросла в тоннах зерна вдвое. В 2024 году ситуация не изменилась.

«Поэтому сделки часто происходят вынужденно, под решение наиболее острых агротехнических задач», — заключила она.

В ассоциации «Росспецмаш» также обращают внимание на факторы, сдерживающие темпы обновления парка сельхозмашин, главный из которых — низкая покупательская способность.

«Российское сельхозмашиностроение напрямую зависит от того, как в финансовом плане себя чувствуют аграрии. Сейчас сложилась ситуация, когда доходность в аграрном бизнесе существенно снизилась. Кроме того, сократилось финансирование ряда ключевых мер господдержки», — считают в ассоциации.

Обзор рынка

По данным «Росспецмаш», выпуск сельскохозяйственных тракторов в России в 2023 году по сравнению с 2021 годом в количественном выражении сократился на 7%, до 5,8 тыс. единиц. При этом объем рынка в этом сегменте сельхозтехники составил 36 864 штук (+3% к 2022 году), а доля российских и белорусских производителей — 63% (-2% к 2022 году). В ассоциации подсчитали, что мощности действующих отечественных предприятий (включая новый тракторный завод Ростсельмаш, запущенный в марте 2024 года) позволяют довести этот показатель до 80%, но необходима комплексная поддержка машиностроителей и аграрного бизнеса со стороны государства.

Кроме того, в «Росспецмаш» препятствием на пути развития производства тракторов в России называют агрессивный импорт. С 2017 по 2023 год поставки в страну китайских тракторов для сельского хозяйства выросли в денежном выражении в 24 раза. Если в 2017 году в структуре импорта по данному сегменту доля тракторов из Китая составляла 4%, то в 2023 году она достигла 63%. Одна из причин столь стремительного роста, по мнению экспертов ассоциации, в ценовой политике производителей: такие машины могут реализовываться фактически по себестоимости, а в связи с непростым финансовым положением российские аграрии смотрят в первую очередь на цену.

В свою очередь в ОПТИТЭК причиной роста закупок китайской техники называют отсутствие необходимых модификаций в предложении отечественных сельхозмашиностроителей.

«Тракторы с шарнирно-сочлененной рамой не могут полностью заменить энергосредства с классической компоновкой, — поясняет Фадеева. — Российским производителям техники нужно стремиться к расширению линейки выпускаемой продукции и доступных опций для аграриев, чтобы актуализировать предложение под нужды рынка».

Успехи российского тракторостроения

По данным «Росспецмаш», производство отечественных тракторов с 2013 по 2023 год выросло почти в 20 раз в количественном выражении благодаря инвестициям российских заводов и реализации программы №1432.

В последние годы в России был реализован ряд масштабных инвестиционных проектов, например, завод полного производственного цикла по выпуску тракторов Ростсельмаш.

«Производственная мощность предприятия в 5000 машин в год позволит существенно нарастить выпуск российских энергостредств от 170 л. с. до 600+ л. с. с шарнирно-сочлененной и классической рамой, а также на гусеничном ходу», — уверены в объединении машиностроителей.

Ростсельмаш также открыл завод автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники. Производственные мощности первого этапа позволяют изготавливать компоненты в количестве, достаточном для выпуска порядка 3700 тракторов всех серий.

Среди других знаковых проектов для отрасли — новое производство мостов, коробок передач и редукторов Петербургского тракторного завода (ПТЗ), которое будут постепенно запускать с осени этого года. Ранее ПТЗ уже реализовал проект по производству автоматизированных коробок переключения передач.

Однако в «Росспецмаш» напоминают, что, несмотря на успехи, российские производители сталкиваются с ростом себестоимости производства. Эксперты предлагают ряд мер, направленных на развитие российского сельхозмашиностроения, в частности, увеличение субсидирования программы №1432 до 20 млрд рублей в год, предоставление льготных кредитов и так далее.

По пути локализации

Сотрудничество российских и зарубежных машиностроителей — еще один способ пополнить предложение рынка машинами. Весной 2024 года производитель дорожно-строительной и специальной техники UMG представил трактор UMG T1404 с двигателем YTO мощностью 140 л. с., специально разработанный для выполнения различных сельскохозяйственных работ. Ранее в этом году компания вывела на рынок тракторы мощностью 180 и 90 л. с.

«Объем рынка тракторов 120-144 л. с. составляет в среднем 3500 единиц ежегодно. В этом сегменте доминировал МТЗ, но John Deere и Massey Ferguson имели достойные модели в этом сегменте. С их уходом китайские производители не только заместили эти бренды, но и начали «откусывать» долю МТЗ, — рассказали поле.рф в UMG. — Мы уверены, что наши сельхозпроизводители должны использовать современную и надежную технику, которая отвечает строгим стандартам, принятым в нашей стране, поэтому перед локализацией этой техники на Брянском тракторном заводе мы передали ее, а также тракторы мощностью 180 и 260 л. с., на испытания в государственные машинно-испытательные станции».

По словам производителя, модель Т1404 прошла испытания в одном из рисоводческих хозяйств, где хорошо себя зарекомендовала. Машина универсальна и подойдет крупным агропредприятиям и фермерам, занятым в различных подотраслях сельского хозяйства.

Среди технических характеристик трактора, которые будут особенно оценены аграриями, производитель выделяет вместительный топливный бак 260 литров, раздельно-агрегатную гидросистему с насосом производительностью 80 л/мин, а также 3 пары гидравлических выходов, в том числе 2 с плавающим режимом и 1 с возможностью регулировки и фиксации потока.

Компания ОПТИТЭК тоже видит свое развитие в сотрудничестве с производителями техники из дружественного Китая.

«Если мы говорим о необходимости быстрого наращивания выпуска принципиально другого модельного ряда, то это возможно только совместно с партнерами из Китая на базе их лицензий и тех продуктов, которые ими уже освоены, — комментирует Фадеева. — Но мы абсолютно уверены, что нужно углублять локализацию, развивать компетенции по производству компонентной базы и наращивать свой промышленный потенциал. При таком подходе российские аграрии будут обеспечены не только широким ассортиментом доступной техники, но и поддержкой в части послепродажного обслуживания. Наша компания как раз и развивается в этом направлении».

Адаптируя к требованиям российского рынка технику партнеров, компания в 2023 году запустила производство на заводе в Голицыно (Московская область) тракторов классической компоновки ОПТИТЭК серии ANTARES мощностью 260 л. с. с аксиально-поршневым насосом. Модель выпускается из более чем 350 компонентов с поэтапным ростом уровня локализации, что позволяет обеспечить качество и соответствие запросам российских пользователей. Машина стала одной из первых в своей категории, получившей переднюю навеску и передний ВОМ. Кроме того, трактор оснащен трансмиссией 32х32 передачи, гидронасосом производительностью 200 л/мин, задней навеской грузоподъемностью 7000 кг.

ANTARES TS2604
Модель ANTARES TS2604. Источник: ОПТИТЭК

Из продуктов, еще не выпускаемых в России, но выведенных на рынок в этом году, — трактор Atlas TB854 мощностью 85 л. с. с механической трансмиссией с 12 передачами переднего и 12 передачами заднего хода, а также Alcor TC1604 160 л. с. с трансмиссией с 16 передачами переднего и 8 передачами заднего хода, тремя парами гидровыходов и возможностью оснащения ходоуменьшителем.

Atlas TB854
Модель Atlas TB854. Источник: ОПТИТЭК

Не локализован, но востребован

Тракторы Zoomlion занимают одну из лидирующих позиций в структуре импорта в Россию. По итогам 2023 года доля Zoomlion AG в сегментах поставляемой техники (90-230 л. с.) составила 26%.

Одно из последних обновлений в тракторной линейке коснулось модели RG2004 мощностью 200 л.с., которая была представлена осенью 2023 года. А в ближайшее время компания планирует презентовать российским потребителям ряд новинок. Среди них — модель PL2304 в модификации с передним навесным устройством и передним ВОМ, которая оснащается расширенным пакетом опций гидравлической системы, включая аксиальный насос повышенной производительности, систему Power Beyond, LS линию и безнапорный слив.

Операционный директор Zoomlion AG в России Рушан Айнетдинов
Операционный директор Zoomlion AG в России Рушан Айнетдинов
«Машина уже прошла многоэтапные испытания в различных условиях работы: от уборки снега высокопроизводительным снегоротором на севере страны до работы с триплексной косилкой на заготовке кормов в Поволжье», — рассказал операционный директор Zoomlion AG в России Рушан Айнетдинов.

Однако главной премьерой этого года, по его словам, станет трактор PG2004 мощностью 200 л. с. с автоматизированной трансмиссией, мощным аксиальным насосом гидравлической системы и уровнем оснащения, характерным для топовых европейских моделей схожего класса. Впервые машину показали российским аграриям в июле на выставке «АгроВолга».

PG2004
Модель PG2004. Источник: Zoomlion AG

Среди других интересных новинок бренда — универсальный трактор RK-704, премьера которого состоялась в рамках Всероссийского дня поля в июне. Модель будет предлагаться небольшим фермерским хозяйствам, клиентам, занимающимся садоводством, и предприятиям коммунальной отрасли.

Отвечая на вопрос о том, насколько хорошо техника Zoomlion представлена в тех или иных классах мощности, Айнетдинов отмечает, что мощностные сегменты — понятие довольно условное.

«Многие производители по-разному рассчитывают и измеряют эти параметры, используются разные типы топливных систем, КПД и типы трансмиссий также отличаются. Наша цель — в конечном итоге предоставить клиентам машину, способную выполнять спектр требуемых ему работ при высоких показателях надежности и топливной экономичности, и линейка в текущем формате позволяет решать данную задачу», — резюмировал он.

Основной интригой вокруг портфеля Zoomlion AG остается перспектива выпуска модели мощностью выше 350 л. с. По словам представителя компании, машина уже проходит испытания, готовится база для послепродажного обслуживания и обучения дилеров, и модель станет прорывом в данном сегменте.

Читайте также