21 мая

Трактор по одежке встречают

Эволюция дизайна в сельхозмашиностроении

Источник: Петербургский тракторный завод

Современный дизайн сельхозтехники выражается не только в цвете и геометрии кузова или корпуса, но также отражает предпочтения пользователей, национальные традиции и желание производителя запомниться своей аудитории. Как создается облик отечественных агрегатов, чем руководствуются дизайнеры и как будет меняться внешний вид сельхозмашин в будущем, редакция поле.рф узнала у представителей известных брендов.

Яркий, цепляющий, запоминающийся

В отличие от гражданского автомобилестроения, промышленный дизайн в производстве сельхозмашин еще не стал столь значимым фактором для потребителей. Тем не менее разработчики техники уделяют внешнему виду агрегатов и эргономике не меньшее значение, чем функционалу и производительности.

Технический директор KOBLiK GROUP Роман Карпенко
Технический директор KOBLiK GROUP Роман Карпенко
«Промышленный дизайн в сельхозмашиностроении приобрел значение для российских пользователей лишь в последние 20 лет, что связано с массовым внедрением импортной техники, и то лишь по наиболее сложным и дорогостоящим типам машин. То есть вряд ли до сих пор вы сможете найти копнитель (приспособление для сбора соломы, сена в копны — прим. ред.) или недорогие грабли-ворошилки, которые были разработаны с учетом его требований. Ведь речь о сегменте В2В, где потребитель ставит в приоритет иные свойства», — рассказывает Карпенко.

Он добавил, что специфика российского рынка такова, что лицо, использующее продукт, практически никогда не совпадает с тем, кто принимает решение о его покупке.

Начальник инженерного центра-главный конструктор Петербургского тракторного завода Михаил Дмитриев
Начальник инженерного центра-главный конструктор Петербургского тракторного завода Михаил Дмитриев
«Для нас как производителей тракторов промышленный дизайн — это, в первую очередь, геометрия и внешний облик машины, ее капота, кабины и крыльев. То есть основных элементов, которые подвергаются дизайнерским изменениям для соответствия образу. Остальные элементы в тракторе не носят такого ярко выраженного, цепляющего глаз характера, а имеют больше функциональную нагрузку. Также важна работа над внутренним убранством кабины: все, что в ней расположено, должно быть эргономично и эстетично. В сравнении с навесными и прицепными агрегатами мы имеем больше возможностей для работы над узнаваемостью и законченным образом машин», — рассказывает Дмитриев. 
трактор сталинец
Дизайну советских тракторов могут позавидовать и современные модели. Источник: russiainphoto.ru

Не только производители самоходных машин, но и агрегатируемого оборудования работают в направлении промышленного дизайна для своих разработок. Как рассказала поле.рф ведущий дизайнер завода BONUM Валерия Лысенко, для компании промышленный дизайн — это прежде всего способ заявить о себе в сфере машиностроения и среди клиентов, некая визитная карточка.

Ведущий дизайнер завода BONUM Валерия Лысенко
Ведущий дизайнер завода BONUM Валерия Лысенко
«Мы уделяем особое внимание дизайну, чтобы наша техника привлекала взгляд целевой аудитории своей эстетичностью. Кто не замечал яркий полуприцеп и не испытывал желания запечатлеть его на фотографии или не хотел бы владеть такой техникой в своем бизнесе?» — говорит Лысенко.

Не только красиво, но и функционально

Вместе с тем эксперты отмечают, что промдизайн сельхозмашин – это не только их внешний облик, но и удобство эксплуатации в подчас очень специфических аспектах для каждой подотрасли.

«Удобна ли ручка переключения зазоров на очистном решете? Читается ли шкала регулировки натяжения ремня или цепи под капотом в условиях слабой освещенности? Насколько высок поручень на галерее эстакады зернохранилища, позволяет ли безопасно опереться при осмотре кровли элеватора? Это и многое другое – это все тоже относится к области промышленного дизайна», — уверен Карпенко.
Трактор Кировец
Современные «Кировцы» стараются сочетать в себе модные тенденции и традиционные ценности бренда. Источник: Петербургский тракторный завод

По мнению спикера, качественная с точки зрения промышленного дизайна техника окажется удобнее в пользовании, будет более производительной за счет меньшей усталости оператора, даже будет реже ломаться и лучше сохранять остаточную стоимость за счет своей долговечности.

С ним согласен и менеджер по продукту BONUM Антон Манченко.

Менеджер по продукту BONUM Антон Манченко
Менеджер по продукту BONUM Антон Манченко
«Промдизайн позволяет улучшать функциональность техники, делая ее более удобной и эргономичной. Он рождает инновации и дает импульс развитию отрасли. С его помощью создаются новые модели, которые отличаются от традиционных и предлагают новые возможности для аграриев».

Цвета в облаке пыли

В BONUM признались, что при создании дизайна вдохновляются тем, что их окружает: природа, культура, технологии, современные тенденции.

«Но главный источник вдохновения — это наши клиенты и их потребности. Мы создаем технику именно для них, сочетая в дизайне запросы аграриев и ценности самого бренда», — поделился Манченко.

На недавней сельскохозяйственной выставке компания представила концепцию «BONUM — техника роста». По словам представителя бренда, стильный дизайн машин в однотонной цветовой гамме с ярким брендированием вызвал очень положительную обратную связь клиентов и дилеров.

BONUM бункер
Дизайнеры компании BONUM вдохновляются окружающим миром. Источник: BONUM

Действительно, в законченной продукции сельхозмашиностроения цвет играет далеко не последнюю роль. 

«Цвета, как правило, выбираются яркие, —  рассказывает представитель Дмитриев. —  Это позволяет узнать машину издалека в поле даже под слоем или в облаке пыли. При этом для идентификации от конкурента имеют значение и оттенки основного цвета. А в сочетании с элементами облицовки и геометрии это дает большую узнаваемость».

Напомним, что знаменитые «Кировцы» не всегда были красными. Ранее они окрашивались в желтый цвет, а к сегодняшнему цветовому решению на Петербургском тракторном заводе пришли в 2014 году.

«Переход был связан больше с эмоциональной составляющей. Красный — цвет праздника, роскоши, хорошего настроения. На Руси он всегда был синонимом слова красивый. Красный —  это цвет солнца, заката и даже рассвета. Красно Солнышком назывался князь Киевский Владимир. Флаг у Советского Союза был красного цвета. Поэтому переход «Кировца» к этому цвету — дань традициям», – говорит Дмитриев.

Красный цвет выбрал для себя и бренд «Беларус» Минского тракторного завода: с 2024 года машины будут выпускаться только в этом цвете, что вызывало бурную реакцию общественности. Жители Белоруссии даже стали подписывать петицию за сохранение привычной многим синей цветовой гаммы. С ними солидарны и подписчики телеграм-канала «Работаю в поле»: по результатам опроса 72% пользователей высказались в пользу синего цвета.

Тем не менее новые модели «Беларусов» теперь выпускаются красном цвете, а в кабине, частях облицовки и отдельных деталях (кронштейны, крепления) используется черный. В МТЗ говорят, что руководствовались не только эмоциональной составляющей, но и рациональной

«Моноцвет экономически более оправдан. Ну и, конечно, чего скрывать: ранее черный остов камуфлировал не всегда высокое качество исполнения. Красный же цвет демонстрирует новый уровень организации производственных процессов и конечного продукта», — признался начальник отдела дизайна Минского тракторного завода Андрей Заболотный.
трактор беларус
«Беларус» в красном цвете выглядит стильно, но немного пугающе. Источник: трактор.бел

Чьих рук дело?

Разработка дизайна техники — будь то собственные специалисты или внешние дизайнеры — это всегда дополнительные инвестиции производителя, а значит его желание и стремление привнести в отрасль улучшения. Чаще всего концепция машин и проработка деталей — результат работы целой команды профессионалов, как внутренних отделов предприятия, так и привлеченных специалистов.

Главный конструктор ПТЗ рассказал, что в штате завода трудятся над элементами кабин, облицовки, интерьера порядка десяти человек, но имеется и опыт сотрудничества со сторонними организациями.

«У нас есть проекты с кафедрами дизайна различных университетов, в частности, с Московским Политехом (быв. МАМИ). Были и заказы у дизайнерских бюро. Но все они так или иначе пропускались через фильтр собственного инженерного центра завода. При этом самое сложное, как при работе собственной команды, так и с внешним подрядчиком, создать именно общую концепцию, а не дизайн как таковой. Когда концепция утверждена, проработка деталей и доведение проекта до финала как правило укладывается в полгода», — говорит эксперт. Он также признался, что в ПТЗ сейчас разрабатывают новый трактор, и в рамках этого проекта уже идет активная работа над концепцией дизайна.

Примерно такого же подхода придерживаются и в BONUM.

«У нас есть два дизайнера в штате, которые работают в постоянном взаимодействии с инженерами-конструкторами. Иногда мы можем привлекать и сторонних специалистов, чьи эстетические взгляды соответствуют нашим. Это всегда интересный опыт и возможность попробовать что-то новое, освежить нашу картину восприятия», — рассказала ведущий дизайнер завода BONUM Валерия Лысенко.

При этом дизайн-проект новой модели сельхозтехники разрабатывается до трех месяцев. В этот период происходит анализ современных тенденций, предварительный дизайн будущей модели, компоновка облика, согласование проекта с руководством, устранение замечаний и окончательное утверждение.

В KOBLiK GROUP тоже применяют исключительно собственную экспертизу.

«Над дизайном каждой модели трудится рабочая группа, включающая специалистов конструкторско-технологического центра и уполномоченных представителей службы маркетинга с учетом лучших мировых практик — начиная от наработок знаменитого MIT (Массачусетский технологический институт) или широко известного в узких кругах TU Delft — технического университета из Нидерландов», — делится Роман Карпенко.
KOBLiK GROUP техника
В KOBLiK GROUP не доверяют сторонним дизайнерам и в вопросе внешнего облика своих машин опираются на собственную экспертизу. Источник: KOBLiK GROUP

В компании считают, что пока в нашей стране экспертиза по промдизайну скромная, а сильных локальных профессионалов в данной прикладной области можно по пальцам пересчитать, и все они расписаны по заказам на годы вперед. Поэтому здесь делают ставку на собственные кадры, которые глубоко погружены в специфику производства и эксплуатации техники. Впрочем, как признается эксперт, это исключительно внутренняя политика KOBLiK GROUP.

Зато производитель практикует коллаборации с собственными поставщиками, работая над промышленным дизайном узлов и компонентов.

«Рассмотрим болтокрепеж. Он тоже формирует часть облика экстерьера машин. Применили мы шерардизацию (покрытие цинком — прим. редю), а как рассчитать толщину для удобства фиксации соединения на сборочном конвейере, не утратив привлекательности отблеска металла? Методы есть, и мы их придерживаемся. И это один из кейсов подобных совместно решаемых задач», — привел пример технический директор KOBLiK GROUP.

Опыт коллабораций

Случались в сельхозмашиностроении и примеры нестандартного сотрудничества: над дизайном опрыскивателей «Туман» завода «Пегас Агро» работала известная студия Артемия Лебедева. Проект был реализован в 2019 году за 108 дней. В нем приняли участие 9 человек только со стороны студии.

Опрыскиватель Туман дизайн
Дизайн-проект опрыскивателя «Туман» — удачный пример коллаборации известной веб-студии и машиностроительного завода. Источник: artlebedev.ru

Однако в отрасли имеется и не вполне удовлетворительный опыт привлечения сторонних специалистов по дизайну.

Руководитель производственно-технического отдела компании «Агротех-Гарант» Василий Покусаев
Руководитель производственно-технического отдела компании «Агротех-Гарант» Василий Покусаев

Как рассказал поле.рф руководитель производственно-технического отдела компании «Агротех-Гарант» Василий Покусаев, в стремлении создать более округлые и приятные глазу формы опрыскивателей производитель попробовал сотрудничать с художником-дизайнером. Несмотря на релевантный опыт подрядчика, далеко не все предложенные концепты удовлетворяли завод, который на тот момент уже прочно занимал лидирующую позицию по поставкам этой техники в Воронежской области. Был даже был выпущен пилотный образец, который не прошел полевых тестов.

Поэтому компания все же решила обойтись собственной экспертизой при разработке дизайна новой линейки опрыскивателей и вполне преуспела. Опрыскиватели «Гварта» 8-й серии выполнены в уже привычной российскому аграрию цветовой гамме — желтый бак и темно-зеленые штанги (кстати, колеровка краски для последних производится на Ярославском заводе лакокрасочных материалов эксклюзивно под «Агротех-Гарант»). Уделили внимание и эргономике.

«Управление опрыскивателем сведено на одну панель, миксер расположен в удобной близости. При создании дизайна мы также позаботились и об удобстве обслуживания: так, фильтры расположены так, чтобы их было удобнее откручивать без необходимости откручивания и снятия отдельных элементов корпуса. В итоге мы получили машину, которая нравится нам и удовлетворяет клиентов не только в экстерьере», — подытожил Покусаев.

Гварта опрыскиватель
Опрыскиватель «Гварта» можно узнать издалека по желтому баку и темно-зеленым штангам. Источник: «Агротех-Гарант»

Что в тренде сезона?

Главный общий тренд, по мнению Карпенко, — промышленный дизайн становится в принципе доступным.

«Раньше это был компонент потребительских свойств в основном для самоходной техники. Сейчас же даже прицепная и навесная техника создается (пусть не вся и не всегда) с опорой на его основные правила. Также можно отметить, что в некотором роде в нем стали «пробиваться» ростки эмоционального подхода», — подчеркнул он.

Его поддерживает и спикер BONUM.

«Сегодня мы видим, какими требовательными становятся покупатели. Им важна не только функциональная, но и визуальная составляющая, и нам этот подход очень нравится!» — говорит Манченко.

О развитии направления промышленного дизайна не только в сельхозмашиностроении, но и в целом, свидетельствует и внимание к нему со стороны государственной власти. Летом прошлого года правительство Москвы при поддержке министерства промышленности и торговли и министерства культуры РФ учредило премию «Лучший промышленный дизайн России», в которой из 500 конкурсных заявок победителями стали 20 в разных номинациях и отраслях. Первое место в номинации «Дизайн прототип» категории «Транспортное средство» заняла компания «Ростсельмаш», представившая дизайн нового российского трактора.

Что же до конкретных трендов в современном промдизайне, то их выделяет главный конструктор ПТЗ:

«В тракторостроении очевиден тренд на исполнение больших просторных кабин, в том числе с круглыми стеклами, с хорошей обзорностью. Производители стали облегчать капоты, используя пластиковые детали вместо металлических. Прослеживается переход от серийных решений в части светотехники и элементов экстерьера к модельным, что, с одной стороны, помогает сформировать уникальный образ и выделить продукцию, с другой, позволяет производителю заявить свою экспертизу в области промышленного дизайна».

трактор советский
«Назад в будущее»: когда-то тракторы не имели кабины, прототипы новых моделей тоже имеют такую концепцию, но уже по другой причине. Источник: russiainphoto.ru

«Космический» или классический?

По мнению Карпенко, в будущем продолжит снижаться зависимость от человеческого фактора, повышаться значимость удаленного доступа и дистанционного управления, что найдет отражение и в облике сельхозмашин и оборудования.

О растущей роли искусственного интеллекта говорит и представитель ПТЗ.

«Все идет к созданию беспилотной техники с системой искусственного интеллекта. В этом направлении работает и наш завод. Создано уже много концептов. Отсюда появление в ближайшем будущем машин без кабин, внешне похожих на космические аппараты, однако несколько обездушенных», — предсказывает тренды Дмитриев.

А вот в BONUM уверены, что далеко от «классики» уйти не удастся:

«Дизайн сельхозтехники в следующие 10-20 лет предвещает интересные изменения, но не лишен цикличности. Он, как и мода, подчиняется своим законам. Мы можем ожидать эволюции в направлении совершенствования функциональности и эргономики, но в то же время увидим возвращение к классическим формам, которые всегда в тренде. Этот баланс между классикой и современными яркими элементами будет определять дизайн будущей сельхозтехники».

В KOBLiK GROUP добавляют, что в будущем техника станет более универсальной и многофункциональной. Все чаще будут применяться единые платформы для проектирования различных по назначению исполнений, снизится объем применения узлов и агрегатов с гидравлическим приводом, уменьшится материалоемкость.

«Если представить это на конкретном примере, мы увидим зерновоз, спроектированный на такой же раме, которую мы используем для самоходного смесителя-кормораздатчика. При этом его можно дооснастить перегрузочным шнеком с электроприводом, причем его борта могут быть из композитных панелей, тент для укрытия бункера сможет реагировать на показания метеорологической встроенной станции, который по пути следования по трассе будет обмениваться с встречающимися другими зерновозами показаниями по влажности перевозимого зерна через транспондер. Причем уже сейчас на техническом уровне это концепт не выглядит чем-то невероятным: это ближайшее «завтра», — подытожил Карпенко. 

Читайте также