24 июня
Запчасти для сельхозтехники: от простого копирования до 3D-печати
Креативный подход к решению насущной проблемы
Источник: поле.рф
Уход с отечественного рынка ряда западных брендов и санкционные ограничения на вывоз в Россию обширного перечня запасных частей привели к тому, что с послепродажным обслуживанием десятков тысяч зарубежных сельхозмашин возникли сложности. Как сегодня развивается импортозамещение в этом направлении и к каким неочевидным решениям проблемы приходят сельхозпредприятия – в статье журнала поле.рф
Стабильно сложно
На первый взгляд может показаться, что первые потрясения, связанные с обслуживанием парка импортных сельхозмашин, миновали, ведь уже третий сельхозсезон проходит в условиях напряженной геополитической и экономической обстановки. Однако это не совсем так. Стабильно сложно – именно так описывает сферу послепродажного обслуживания сельхозтехники председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов.
«Можно сказать, что ситуация стабилизировалась в своей сложности и неустойчивости. При том что сама схема поставок запчастей уже вполне понятна и обкатана, каждый фрагмент в ней сохраняет свои риски, которые периодически срабатывают. Поэтому поставки идут, гарантированности в них все еще немного, и надо быть готовым к возникновению трудностей. В итоге можно сказать, что вопрос решается временем и деньгами», — комментирует Алтынов.
Эксперт отмечает высокую волатильность цен на узлы и запчасти, которые растут по мере усложнения схем поставок и транзакционных издержек поставщиков. Поэтому в условиях, когда на изменение внешнего фактора надеяться не приходится, участники рынка вынуждены искать решения самостоятельно.
Вектор на локализацию
Один из самых очевидных из способов решить проблему обеспечения запчастями — переход от импорта, будь то параллельного или прямого, к локальному производству запчастей. Группа компаний «Агро Эко» с 2010 года занимается реверс-инжинирингом (разработкой конструкторской документации на основе данных, полученных в результате исследования готового образца изделия — прим. ред.) и производством запасных частей для техники зарубежных производителей: Kverneland, Vaderstad, Amazone, John Deere и других марок. А в 2023 году федеральный дилер «Терра групп» выкупил завод и вложил в него 500 млн рублей, чтобы не только решить вопрос обеспечения запчастями собственных клиентов, но и расширить бизнес.
Чтобы поддерживать качество запчастей на уровне мировых брендов, компания приобрела высокоточные станки и организовала отдел технического контроля. Но главное, с чего начинается эффективный реверс-инжиниринг, — это лаборатории.
«Чтобы деталь можно было не только установить взамен оригинальной, но и ресурс аналога был сопоставимым, необходимо понять химический состав материалов и примененную технологию его обработки. Для этого мы создали лабораторию, укомплектовали ее современным оборудованиям, включая спектральные анализаторы и твердомеры, а также испытательные стенды собственной разработки для проверки деталей в работе», – рассказал коммерческий директор «Агро Эко» Артем Гришуненков.
По его словам, предприятие уже освоило ассортимент из 3000 позиций, а ежегодный прирост составляет 300 наименований. В каком направлении развивать портфель, подсказывают дилеры, отталкиваясь от нужд аграриев.
Комплектующие под заказ
Выпуском аналогов запчастей занимается итальянская компания AGRI PARTS, которая специализируется на этом с 1983 года, а четыре года назад начала локализацию своей продукции в России.
«В связи с уходом многих импортных производителей как оригинальных, так и неоригинальных запчастей, а также в результате санкций, не все позиции теперь можно привезти в Россию, а если и можно, то долго и дорого. Поэтому мы стараемся их импортозамещать, организовав производство в России. Сейчас наш локальный портфель включает более 200 артикулов на технику CLAAS, New Holland, John Deere. Впрочем, и поставки из Италии мы по-прежнему осуществляем», — рассказал директор по развитию «Агри партс рус» Николай Корнеев.
Чтобы обеспечить высокое качество, в AGRI PARTS сравнивают каждую выпущенную партию с оригиналом, проводят соответствующие испытания — только по их результатам продукция поступает в продажу. При этом разница в стоимости достигает 200% и выше.
Заявку на изготовление неоригинальных запчастей для западной техники можно оформить на платформе поле.рф: сообщить тип техники и запчасти, производителя, каталожный номер.
Развивать производство запчастей внутри страны начал и дилер сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники «ЭкоНиваТехника-Холдинг», запустив собственный бренд «Агрознак» весной 2024 года. Работу над проектом компания начала два года назад под влиянием геополитической и экономической обстановки. В настоящее время ассортимент представлен 2,5 тыс. артикулами, включая фильтры, трансмиссии и их части, оси и валы, ремни, уплотнители, крепеж, цепи, подшипники и прочее с перспективой дальнейшего расширения до 6 тыс. наименований.
В компании рассказали, что исследования и разработки выполняются лабораториями-партнерами или соответствующими отделами партнерских предприятий. А собственный отдел брендозамещения занимается подбором и сертификацией новых производственных площадок, контролем производства, готовой продукции и ее испытаниями. В планах - создание собственной лаборатории.
Запчасти, напечатанные на 3D-принтере
Сложная обстановка в части обеспечения запчастями заставляет аграриев креативно подходить к вопросу обслуживания техники, и здесь на помощь приходят аддитивные технологии (создание трехмерных объектов путем послойного добавления материала, 3D-печать – прим. ред.).
Агрохолдинг «Степь» успешно реализовал пилотный проект по применению 3D-печати в производстве запчастей. Это уже помогло предприятию сократить затраты на приобретение изготавливаемых деталей в 4 раза, а также окупить расходы на закупку соответствующего оборудования. Созданные на 3D-принтере датчики мониторинга уровня зерна в уборочных машинах успешно прошли испытания и будут применяться на уборке урожая в текущем сезоне.
В планах «Степи» — выпускать другие запчасти и приборы для удовлетворения нужд, в первую очередь собственного производства, однако не исключена возможность развития проекта в отдельное направление бизнеса.
«Аддитивное производство — это способ оптимизировать затраты, сократить время выпуска готовой продукции, снизить потребление энергии и создавать конструкции, изготовление которых ранее казалось невозможным. Эти технологии доступны различным предприятиям при наличии специалистов и четкой экономической стратегии, однако, как правило, максимальный эффект достигается при производстве больших объемов», — поделился генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.
Впрочем, «Степь» — не первопроходец в этом направлении. В СПК «Коелгинское им. Шундеева И. Н.» Челябинской области 3D-печать для изготовления деталей применяют с 2019 года.
«Технология помогает предприятию в обеспечении запчастями, поставка которых затруднена, а также по тем технологически несложным позициям из композитных материалов, стоимость которых у поставщиков неоправданно высока», — поделился с поле.рф председатель кооператива Анатолий Шундеев.
В качестве примера он приводит зубчатую муфту с внутренним зацеплением зуба, используемую в немецких вакуумных насосах для соединения электродвигателя с насосом – деталь технологически несложную, но выточить которую на токарном станке по обычной технологии – сложно. Ее приобретение сейчас обошлось бы предприятию в 25 тыс. рублей, тогда как себестоимость собственного производства с помощью 3D-печати составила всего 1 тыс. руб. Аналогичная ситуация с втулкой привода высевающего аппарата на канадском посевном комплексе: здесь производство с 3D-печатью обошлось предприятию в 10 раз дешевле покупки такой детали, а главное, было сэкономлено бесценное в период посевной время.
3D-принтеры в СПК «Коелгинское», фото предоставлено кооперативом
Помогает эта технология и при обслуживании сборных узлов, поставка отдельных деталей на которые в принципе не предусмотрена, а изготовление их при помощи 3D-принтера позволяет существенно оптимизировать бюджет.
По мнению Шундеева, технология 3D-печати подойдет не каждому сельхозпредприятию, поскольку помимо инвестиций в оборудование и программное обеспечение требует еще и квалифицированного персонала.
Австрийская технология для восстановления запчастей
К 3D-сканированию и лабораторным исследованиям при изготовлении аналоговых запчастей прибегают в ставропольской компании ZorgService. Здесь могут изготовить практически любую деталь: от бичей, биттеров, шкивов до ступиц, валов и шестерен. Однако настоящей гордостью компании является технология, приобретенная 30 лет назад в Австрии. Именно она помогает инженерам предприятия не только укреплять изготовленные аналоговые детали, но и восстанавливать изношенные с помощью холодного динамического напыления.
«Преимущество этой технологии — в отсутствии температурной деформации, что позволяет добиться не только 100% точности, но и твердости восстановленной поверхности детали до 80 единиц. Благодаря этому мы можем вернуть к жизни практически любую деталь: ступицы, подшипники, блоки, головки, коленвалы, валы коробок передач, карданные валы и многое другое с любой степенью износа. Подобный ремонт можно производить многократно», — рассказал основатель и генеральный директор компании Юрий Лысенко, добавив, что на восстановление детали уходит, как правило, не более 1-2 дней.
К поддержке аграриев в ZorgService подходят обстоятельно: в планах — создание на базе Ставропольского ГАУ конструкторского бюро, где будут разрабатывать и совершенствовать методы изготовления запчастей.
Читайте также:
Алексей Любецкий: «Продажи сельхозтехники через интернет будут расти, но не очень быстрыми темпами»Компонентная база для сельхозмашиностроения
Не только конечные пользователи сельхозтехники испытали трудности из-за сложностей с поставками узлов и деталей. Ситуация прошедших нескольких лет, хоть и стала стрессовой и для российских сельхозмашиностроителей, но дала импульс и для развития собственной производственной базы комплектующих. Например, в феврале 2024 года компания Ростсельмаш открыла завод автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники.
«Этот стратегически важный проект позволяет обеспечить сборочные конвейеры собственной компонентной базой и укрепить технологическую независимость компании от внешних поставок», — рассказал директор департамента маркетинга Ростсельмаш Александр Альперин.
По его мнению, сменить поставщика в машиностроении – дело не простое и включает конструкторскую разработку, производство прототипа и его испытания. В обычных условиях на это уходят годы. Однако компания провела колоссальный объем работ, благодаря чему удалось в сжатые сроки полностью адаптировать свои производственные процессы под новые комплектующие.
Если еще три года назад Ростсельмаш работал с тремя компаниями из США и с 77 из Европы, то сегодня число поставщиков из этих государств сведено к нулю. В линейке зерноуборочных комбайнов до 2022 года использовались 6 импортных двигателей, в настоящее время 5 из них заменены на агрегаты отечественного производства.
По признанию Альперина, в России производятся не все необходимые компоненты, поэтому часть деталей и узлов все же закупаются в дружественных странах, однако параллельно продолжается работа по переносу их выпуска на собственные мощности или мощности других российских предприятий.
Стремятся наращивать компонентную базу и компании, занимающиеся локализацией импортной техники. В мае этого года подписано соглашение между производственной площадкой компании ОПТИТЭК и РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, цель которого — обеспечить интенсивное развитие школы отечественного сельхозмашиностроения.
Программа профподготовки студентов включает возможность прохождения производственной практики на базе завода в Голицыне Московской области и защиту дипломных работ на основании полученного опыта. Кроме того, компания обеспечит выплату грантов в случае, если разработанные студентами проекты при локализации компонентной базы будут запущены в серийное производство.
«В настоящее время сложности отечественной промышленности заключаются в нехватке кадров и компонентной базы. Поэтому мы в ОПТИТЭК видим перспективу сотрудничества со студентами и выпускниками Института механики и энергетики имени В. П. Горячкина РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева, предоставляя им не просто возможности получения практического опыта и принятия участия в настоящем производственном проекте, но и мотивацию в виде грантов за их первые в жизни инженерно-конструкторские разработки. Это реальная перспектива для молодых специалистов влиять на будущее российского сельхозмашиностроения», — прокомментировала сотрудничество с вузом генеральный директор ОПТИТЭК Татьяна Фадеева.
Широкий ассортимент запчастей к сельхозмашинам представлен на поле.рф в разделе «Запасные части». Здесь можно найти подшипники, диски, карданные валы и многое другое.
Аналитика цен на зерновые и комментарии экспертов
Подпишитесь на новости для фермеров в нашем Telegram-канале!