24 июня

Запчасти для сельхозтехники: от простого копирования до 3D-печати

Креативный подход к решению насущной проблемы

Источник: поле.рф

Уход с отечественного рынка ряда западных брендов и санкционные ограничения на вывоз в Россию обширного перечня запасных частей привели к тому, что с послепродажным обслуживанием десятков тысяч зарубежных сельхозмашин возникли сложности. Как сегодня развивается импортозамещение в этом направлении и к каким неочевидным решениям проблемы приходят сельхозпредприятия – в статье журнала поле.рф

Стабильно сложно

На первый взгляд может показаться, что первые потрясения, связанные с обслуживанием парка импортных сельхозмашин, миновали, ведь уже третий сельхозсезон проходит в условиях напряженной геополитической и экономической обстановки. Однако это не совсем так. Стабильно сложно – именно так описывает сферу послепродажного обслуживания сельхозтехники председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов.

Председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов
Председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов
«Можно сказать, что ситуация стабилизировалась в своей сложности и неустойчивости. При том что сама схема поставок запчастей уже вполне понятна и обкатана, каждый фрагмент в ней сохраняет свои риски, которые периодически срабатывают. Поэтому поставки идут, гарантированности в них все еще немного, и надо быть готовым к возникновению трудностей. В итоге можно сказать, что вопрос решается временем и деньгами», — комментирует Алтынов.

Эксперт отмечает высокую волатильность цен на узлы и запчасти, которые растут по мере усложнения схем поставок и транзакционных издержек поставщиков. Поэтому в условиях, когда на изменение внешнего фактора надеяться не приходится, участники рынка вынуждены искать решения самостоятельно.

Вектор на локализацию

Один из самых очевидных из способов решить проблему обеспечения запчастями — переход от импорта, будь то параллельного или прямого, к локальному производству запчастей. Группа компаний «Агро Эко» с 2010 года занимается реверс-инжинирингом (разработкой конструкторской документации на основе данных, полученных в результате исследования готового образца изделия — прим. ред.) и производством запасных частей для техники зарубежных производителей: Kverneland, Vaderstad, Amazone, John Deere и других марок. А в 2023 году федеральный дилер «Терра групп» выкупил завод и вложил в него 500 млн рублей, чтобы не только решить вопрос обеспечения запчастями собственных клиентов, но и расширить бизнес.

Чтобы поддерживать качество запчастей на уровне мировых брендов, компания приобрела высокоточные станки и организовала отдел технического контроля. Но главное, с чего начинается эффективный реверс-инжиниринг, — это лаборатории.

Коммерческий директор «Агро Эко» Артем Гришуненков
Коммерческий директор «Агро Эко» Артем Гришуненков
«Чтобы деталь можно было не только установить взамен оригинальной, но и ресурс аналога был сопоставимым, необходимо понять химический состав материалов и примененную технологию его обработки. Для этого мы создали лабораторию, укомплектовали ее современным оборудованиям, включая спектральные анализаторы и твердомеры, а также испытательные стенды собственной разработки для проверки деталей в работе», – рассказал коммерческий директор «Агро Эко» Артем Гришуненков.

По его словам, предприятие уже освоило ассортимент из 3000 позиций, а ежегодный прирост составляет 300 наименований. В каком направлении развивать портфель, подсказывают дилеры, отталкиваясь от нужд аграриев.

Комплектующие под заказ

Выпуском аналогов запчастей занимается итальянская компания AGRI PARTS, которая специализируется на этом с 1983 года, а четыре года назад начала локализацию своей продукции в России.

Директор по развитию «Агри партс рус» Николай Корнеев
Директор по развитию «Агри партс рус» Николай Корнеев
«В связи с уходом многих импортных производителей как оригинальных, так и неоригинальных запчастей, а также в результате санкций, не все позиции теперь можно привезти в Россию, а если и можно, то долго и дорого. Поэтому мы стараемся их импортозамещать, организовав производство в России. Сейчас наш локальный портфель включает более 200 артикулов на технику CLAAS, New Holland, John Deere. Впрочем, и поставки из Италии мы по-прежнему осуществляем», — рассказал директор по развитию «Агри партс рус» Николай Корнеев.

Чтобы обеспечить высокое качество, в AGRI PARTS сравнивают каждую выпущенную партию с оригиналом, проводят соответствующие испытания — только по их результатам продукция поступает в продажу. При этом разница в стоимости достигает 200% и выше.

Заявку на изготовление неоригинальных запчастей для западной техники можно оформить на платформе поле.рф: сообщить тип техники и запчасти, производителя, каталожный номер.

Развивать производство запчастей внутри страны начал и дилер сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники «ЭкоНиваТехника-Холдинг», запустив собственный бренд «Агрознак» весной 2024 года. Работу над проектом компания начала два года назад под влиянием геополитической и экономической обстановки. В настоящее время ассортимент представлен 2,5 тыс. артикулами, включая фильтры, трансмиссии и их части, оси и валы, ремни, уплотнители, крепеж, цепи, подшипники и прочее с перспективой дальнейшего расширения до 6 тыс. наименований.

В компании рассказали, что исследования и разработки выполняются лабораториями-партнерами или соответствующими отделами партнерских предприятий. А собственный отдел брендозамещения занимается подбором и сертификацией новых производственных площадок, контролем производства, готовой продукции и ее испытаниями. В планах - создание собственной лаборатории.

Запчасти, напечатанные на 3D-принтере

Сложная обстановка в части обеспечения запчастями заставляет аграриев креативно подходить к вопросу обслуживания техники, и здесь на помощь приходят аддитивные технологии (создание трехмерных объектов путем послойного добавления материала, 3D-печать – прим. ред.).

Агрохолдинг «Степь» успешно реализовал пилотный проект по применению 3D-печати в производстве запчастей. Это уже помогло предприятию сократить затраты на приобретение изготавливаемых деталей в 4 раза, а также окупить расходы на закупку соответствующего оборудования. Созданные на 3D-принтере датчики мониторинга уровня зерна в уборочных машинах успешно прошли испытания и будут применяться на уборке урожая в текущем сезоне.

В планах «Степи» — выпускать другие запчасти и приборы для удовлетворения нужд, в первую очередь собственного производства, однако не исключена возможность развития проекта в отдельное направление бизнеса.  

Генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко
Генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко
«Аддитивное производство — это способ оптимизировать затраты, сократить время выпуска готовой продукции, снизить потребление энергии и создавать конструкции, изготовление которых ранее казалось невозможным. Эти технологии доступны различным предприятиям при наличии специалистов и четкой экономической стратегии, однако, как правило, максимальный эффект достигается при производстве больших объемов», — поделился генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.

Впрочем, «Степь» — не первопроходец в этом направлении. В СПК «Коелгинское им. Шундеева И. Н.» Челябинской области 3D-печать для изготовления деталей применяют с 2019 года.

Председатель СПК «Коелгинское им. Шундеева И. Н.» Анатолий Шундеев
Председатель СПК «Коелгинское им. Шундеева И. Н.» Анатолий Шундеев
«Технология помогает предприятию в обеспечении запчастями, поставка которых затруднена, а также по тем технологически несложным позициям из композитных материалов, стоимость которых у поставщиков неоправданно высока», — поделился с поле.рф председатель кооператива Анатолий Шундеев.

В качестве примера он приводит зубчатую муфту с внутренним зацеплением зуба, используемую в немецких вакуумных насосах для соединения электродвигателя с насосом – деталь технологически несложную, но выточить которую на токарном станке по обычной технологии – сложно. Ее приобретение сейчас обошлось бы предприятию в 25 тыс. рублей, тогда как себестоимость собственного производства с помощью 3D-печати составила всего 1 тыс. руб. Аналогичная ситуация с втулкой привода высевающего аппарата на канадском посевном комплексе: здесь производство с 3D-печатью обошлось предприятию в 10 раз дешевле покупки такой детали, а главное, было сэкономлено бесценное в период посевной время.

принтеры

3D-принтеры в СПК «Коелгинское», фото предоставлено кооперативом

Помогает эта технология и при обслуживании сборных узлов, поставка отдельных деталей на которые в принципе не предусмотрена, а изготовление их при помощи 3D-принтера позволяет существенно оптимизировать бюджет.

По мнению Шундеева, технология 3D-печати подойдет не каждому сельхозпредприятию, поскольку помимо инвестиций в оборудование и программное обеспечение требует еще и квалифицированного персонала.

Австрийская технология для восстановления запчастей

К 3D-сканированию и лабораторным исследованиям при изготовлении аналоговых запчастей прибегают в ставропольской компании ZorgService. Здесь могут изготовить практически любую деталь: от бичей, биттеров, шкивов до ступиц, валов и шестерен. Однако настоящей гордостью компании является технология, приобретенная 30 лет назад в Австрии. Именно она помогает инженерам предприятия не только укреплять изготовленные аналоговые детали, но и восстанавливать изношенные с помощью холодного динамического напыления. 

«Преимущество этой технологии — в отсутствии температурной деформации, что позволяет добиться не только 100% точности, но и твердости восстановленной поверхности детали до 80 единиц. Благодаря этому мы можем вернуть к жизни практически любую деталь: ступицы, подшипники, блоки, головки, коленвалы, валы коробок передач, карданные валы и многое другое с любой степенью износа. Подобный ремонт можно производить многократно», — рассказал основатель и генеральный директор компании Юрий Лысенко, добавив, что на восстановление детали уходит, как правило, не более 1-2 дней.

К поддержке аграриев в ZorgService подходят обстоятельно: в планах — создание на базе Ставропольского ГАУ конструкторского бюро, где будут разрабатывать и совершенствовать методы изготовления запчастей.

Компонентная база для сельхозмашиностроения

Не только конечные пользователи сельхозтехники испытали трудности из-за сложностей с поставками узлов и деталей. Ситуация прошедших нескольких лет, хоть и стала стрессовой и для российских сельхозмашиностроителей, но дала импульс и для развития собственной производственной базы комплектующих. Например, в феврале 2024 года компания Ростсельмаш открыла завод автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники.

Директор департамента маркетинга Ростсельмаш Александр Альперин
Директор департамента маркетинга Ростсельмаш Александр Альперин
«Этот стратегически важный проект позволяет обеспечить сборочные конвейеры собственной компонентной базой и укрепить технологическую независимость компании от внешних поставок», — рассказал директор департамента маркетинга Ростсельмаш Александр Альперин.

По его мнению, сменить поставщика в машиностроении – дело не простое и включает конструкторскую разработку, производство прототипа и его испытания. В обычных условиях на это уходят годы. Однако компания провела колоссальный объем работ, благодаря чему удалось в сжатые сроки полностью адаптировать свои производственные процессы под новые комплектующие.

Если еще три года назад Ростсельмаш работал с тремя компаниями из США и с 77 из Европы, то сегодня число поставщиков из этих государств сведено к нулю. В линейке зерноуборочных комбайнов до 2022 года использовались 6 импортных двигателей, в настоящее время 5 из них заменены на агрегаты отечественного производства.

По признанию Альперина, в России производятся не все необходимые компоненты, поэтому часть деталей и узлов все же закупаются в дружественных странах, однако параллельно продолжается работа по переносу их выпуска на собственные мощности или мощности других российских предприятий.

Стремятся наращивать компонентную базу и компании, занимающиеся локализацией импортной техники. В мае этого года подписано соглашение между производственной площадкой компании ОПТИТЭК и РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, цель которого — обеспечить интенсивное развитие школы отечественного сельхозмашиностроения.

Программа профподготовки студентов включает возможность прохождения производственной практики на базе завода в Голицыне Московской области и защиту дипломных работ на основании полученного опыта. Кроме того, компания обеспечит выплату грантов в случае, если разработанные студентами проекты при локализации компонентной базы будут запущены в серийное производство.

Генеральный директор ОПТИТЭК Татьяна Фадеева
Генеральный директор ОПТИТЭК Татьяна Фадеева
«В настоящее время сложности отечественной промышленности заключаются в нехватке кадров и компонентной базы. Поэтому мы в ОПТИТЭК видим перспективу сотрудничества со студентами и выпускниками Института механики и энергетики имени В. П. Горячкина РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева, предоставляя им не просто возможности получения практического опыта и принятия участия в настоящем производственном проекте, но и мотивацию в виде грантов за их первые в жизни инженерно-конструкторские разработки. Это реальная перспектива для молодых специалистов влиять на будущее российского сельхозмашиностроения», — прокомментировала сотрудничество с вузом генеральный директор ОПТИТЭК Татьяна Фадеева.

Широкий ассортимент запчастей к сельхозмашинам представлен на поле.рф в разделе «Запасные части». Здесь можно найти подшипники, диски, карданные валы и многое другое. 

Читайте также