31 января

Анна Кудинова: «Главный фактор развития цифровизации в АПК — уверенность агрария в завтрашнем дне»

Исполнительный директор компании ExactFarming о барьерах на пути в цифровое будущее агропрома

Источник: Личный архив Анны Кудиновой

Кадровый вопрос, проблемы с доступом в интернет в отдаленных сельских районах и недостаток планирования —три фактора, которые сдерживают сегодня развитие цифровизации АПК, считает Анна Кудинова, исполнительный директор компании ExactFarming. В интервью нашему журналу эксперт рассказала, какие цифровые сервисы сегодня дают наибольший экономический выхлоп, какую роль в этом вопросе может сыграть государство и как партнерство с платформой поле.рф поможет в непростом деле популяризации «цифры».

— Как бы вы оценили текущий уровень цифровизации агропромышленного комплекса (АПК) в России?

— Как и большинству экспертов, мне кажется, что средний уровень — порядка 20-25%. Это достаточно низкий показатель. Последствия недостаточной цифровизации отрасли мы увидели в прошлом году, когда стали вводиться некоторые новые правила по отчетности в федеральных государственных информационных системах (ФГИС) «Зерно», «Сатурн» и других. У хозяйств возникали сложности в работе с государственными цифровыми системами. По рассказам компаний-партнеров, к ним обращались в том числе и люди, которые никогда ранее не пользовались никакими цифровыми инструментами, не говоря уже, например, о картах полей. И это не единичные случаи. Наглядный пример, не так ли?

Среднестатистические 20-25% цифровизации — это «средняя температура по больнице». Если раскладывать на компоненты — понятно, что уровень автоматизации бухгалтерского или складского учета будет намного выше, так как это наиболее понятные направления, успешно и давно автоматизированные и в других отраслях, они наиболее популярны. Чем крупнее хозяйство, тем выше, как правило, уровень автоматизации, так что с базовыми функциями у средних и более крупных хозяйств все хорошо, не говоря уже об агрохолдингах, которые цифровизацией занимаются давно и всерьез, иначе удержаться на достаточном уровне прибыльности бизнеса им было бы сложно.

Однако по каким-то направлениям, таким как, например, агрономия, агрохимобследования, системы поддержки принятия решений, уровень проникновения существенно ниже 20%.

— Какие цифровые сервисы сейчас популярны в АПК? Какие хозяйства сегодня наиболее активно цифровизируются?

— Наиболее популярны в АПК системы учета и системы мониторинга сельхозтехники в полях. Они уже воспринимаются как нечто необходимое, без чего хозяйству, особенно среднему или крупному, было бы очень тяжело вести свою деятельность. В крупных и средних хозяйствах довольно популярны — мы видим по собственному опыту — решения в финансово-юридической части, в том числе аналитические сервисы.

Кстати, все чаще не только крупные, но и сравнительно маленькие хозяйства активно занимаются внедрением ИТ-инструментов. В нашем сервисе на самых базовых коммерческих тарифах достаточно большая часть клиентов — это именно небольшие хозяйства, которые хотят небольшими усилиями и затратами закрыть проблемы в сфере планирования и учета. Они используют облачный сервис и мобильное приложение — это просто и понятно, не требует покупки какого-то сложного решения, его внедрения и последующего администрирования, которое в условиях дефицита кадров на селе может быть проблематичным и дорогостоящим.

Кстати, в животноводстве по результатам прошлого года темпы информатизации выше, чем в растениеводстве, и уровень проникновения цифровых решений более высокий.

— В каких сферах АПК цифровизация сегодня могла бы дать наибольший «выхлоп» в виде роста эффективности работы?

— Если говорить об уже присутствующих на рынке решениях, мне кажется, тем, у кого есть такая возможность, стоит обратить внимание на технологии точного земледелия. Дорожающие семена, средства защиты, удобрения — все это вносит существенную лепту в себестоимость сельхозпродукции. Да, сегодня нам сильно не хватает зарубежных сервисов, ушедших с рынка, однако китайские коллеги постарались, чтобы без технологий мы не остались.

Сейчас стоит более внимательно посмотреть на свое поле, провести агрохимобследование, и не по одной точке, а в нескольких, чтобы увидеть картину со всеми неоднородностями. Если вы недостаточно точно знаете, что в почве есть, а чего не хватает, вы будете вносить либо слишком много, либо недостаточно. И то и другое — плохо. Растение не возьмет больше, чем нужно. Поэтому точными и регулярными агрохимобследованиями не стоит пренебрегать — это один из самых понятных инструментов повышения продуктивности. При условии, конечно, что результаты этих обследований используются дальше в процессе сельхозпроизводства, а не остаются лежать в виде отчетов.

В прошлом году мы столкнулись с интересным кейсом. Клиенты формировали бизнес-план для своего агропредприятия, в которое они инвестировали значительные средства. Использовали такой подход: сначала рассчитывали план, который базировался в основном на финансовых документах, а затем добавили в расчеты данные по пашне, полученные со спутниковых снимков и в результате агрохимобследований. Так получили информацию о том, как пашня эродирует, каковы риски возникновения так называемых водяных блюдец и последующего заболачивания и так далее. Цифры окупаемости в результате получились очень разные. Так что если вы смотрите на свою землю как на актив, то иметь максимально подробную информацию о нем — хорошая идея.

— Какие решения аграриям, с вашей точки зрения, стоит внедрять более активно?

— Прежде всего это различные рекомендательные севрисы, системы поддержки принятия решений. На них есть спрос уже сейчас: использование качественных данных и хороших алгоритмов помогает добиваться результатов.

Если говорить о перспективных решениях в чуть более глобальном контексте, то, мне кажется, все более востребованной будет разного рода робототехника, а также датчики, позволяющие мониторить важные для агропроизводства параметры. Будет востребована генная инженерия — в плане выведения новых сортов растений и пород животных, дающих лучшие результаты. В этой сфере тоже применимы цифровые модели и цифровые двойники. Также будет расти востребованность новых решений в логистике и финансовом секторе: здесь нужны инструменты, позволяющие получить доступные деньги от понятного игрока финансовой сферы, прилагая минимум усилий. В таком же направлении, думается, должны развиваться и страховые услуги, которые также востребованы в АПК.

— Должно ли государство быть инициатором, проводником цифровизации в АПК или сельхозпредприятия сами придут к этому, если увидят практический эффект?

— Однозначно правильного ответа, думаю, тут нет. Из того что вижу — а мы почти 10 лет на рынке — долгое время аграрии пытались к использованию современных информационных технологий прийти сами. Кто-то пришел, кто-то не дошел, но как результат — уровень цифровизации сегодня низкий. Сейчас государство обратило внимание на эту проблему и старается стимулировать развитие. Вводятся новые программы субсидирования, требования по отчетности в цифровом виде — это может быть достаточно болезненно для аграриев, но так или иначе это их толкает к использованию ИТ-инструментов.

Я не сторонник «обязаловки» — аграриям и без того есть чем заняться. Я считаю, что более актуальна поддержка субсидиями тех, кто использует какие-то из IT-решений — интернет вещей, датчики и мониторинг, системы точного земледелия и другие. Главное — не перегибать, не заставлять заниматься цифровизацией «из-под палки», чтобы люди не начали ее ненавидеть. Ведь в России существует много примеров успешного цифрового развития в разных сферах. Взять, например, цифровой банкинг — у нас эта сфера развита заметно лучше, чем в Европе. И таких отраслей много, надо брать пример оттуда.

Понятно, что сельское хозяйство — более консервативная отрасль, и ей надо помогать, и со стороны государства помощь может быть не только в виде субсидий, но и, например, бесплатных образовательных программ для популяризации цифровых решений. Цифровая трансформация возможна, когда присутствуют три аспекта: во-первых, информирование всех участников процесса, во-вторых — обучение, и в-третьих — вовлечение. Когда люди что-то узнали, потом научились, а потом пошли еще учить других — это гораздо лучше работает, чем когда им просто спустили инструкцию, которой они должны следовать.

— Каковы сегодня самые заметные барьеры на пути цифровизации в агропроме?

— Сегодня главный фактор, как мне кажется, — уверенность в завтрашнем дне. За последние годы аграриям довелось испытать немало стрессовых ситуаций: когда были сложности с горючим, когда пшеница падала в закупке ниже себестоимости, когда возникали проблемы с обслуживанием импортной техники и так далее. Поэтому сейчас, даже если у агрария есть какие-то деньги, которые можно было бы потратить на внедрение цифровых инструментов, он скорее предпочтет сохранить их на случай непредвиденных ситуаций, которые могут потребовать трат. Цифровизация АПК так или иначе продолжается, но, наверное, не так активно, как могла бы. Короткий горизонт планирования — это препятствие для реализации ИТ-проектов: ведь это инвестиции, и они должны окупиться в понятные сроки.

Второй момент — это кадры. От наших клиентов мы часто слышим запрос, что нужен какой-то человек, который занимался бы цифровыми проектами, особенно на старте.

И третий момент, тоже очень важный — это доступность интернета. В сельских районах, что вдали от больших городов, с покрытием даже сотовой связью могут быть сложности.

— Специалистов, способных работать современными решениями, на селе явно не хватает. Поддержка со стороны вендора тоже не решит всех вопросов, в том числе и по ценовым соображениям — она не дешевая. Как подступиться к решению этого вопроса?

— Да, вы правы, несмотря на то, что наши аграрные вузы готовят нужных специалистов, которые смогут стать движущей силой цифрового развития, процесс этот довольно долгий. Мы со своей стороны также пытаемся сейчас решить эту проблему для наших клиентов. У нас есть партнеры, которые предлагают услуги ИТ-сопровождения в аутсорсинговом формате (работают в основном за Уралом). Например, они могут взять на себя ведение аккаунтов в нашей системе — собирать информацию о хозяйстве, обзванивая нужных людей, отчитываясь руководителю. По сути они выполняют работу внедренца и заодно сотрудника службы поддержки. Аграриям такие услуги, кстати, интересны. Мне кажется, что сегодня вендорам нужно искать таких партнеров по всей стране — так мы подступимся к решению проблемы дефицита специалистов.

— Как сейчас развивается сервис ExactFarming? Летом прошлого года вы говорили о 5 млн гектаров, заведенных в систему, насколько удалось вырасти к началу 2024 года?

— Сегодня у нас заведено порядка 9 млн гектаров, но, конечно, не все эти площади — земля наших подписчиков. Сейчас в системе чуть больше 10 тысяч аккаунтов. Не все из них юридические лица, иногда аккаунтами в системе пользуются и отдельные люди — например, агрономы.

— Какие услуги самые востребованные?

— Оцифровка земель и мониторинг их состояния. У нас в системе появились новые слои, показывающие влагообеспеченность и эрозию, это тоже востребовано. Предварительный мониторинг полезен, когда нужно просто посмотреть на поля и понять, что с ними происходит. Плюс скаутинг, то есть настройка процесса регулярных осмотров с мобильным приложением: это просто, дешево, понятно и хорошо работает даже без интернета в полях, поэтому это тоже одна из самых популярных наших услуг.

Также очень популярная история — модуль для агрохимических обследований и модуль для оценки и сравнения участков земель по определенным характеристикам. Полезно, если нужно поставить агрономический опыт, для которого нужны несколько участков, по возможности с одинаковыми характеристиками.

цифровизация

Среди более крупных компаний, знакомых с цифровизацией отрасли не понаслышке, востребованы проекты на заказ: делаем для наших партнеров цифровые модели, пригодные для проверки тех или иных гипотез. В таких проектах мы выступаем в роли аутсорсингового R&D-центра (от английского «Research & Development», исследование и развитие - прим. ред.). Например, совсем недавно мы провели для одного из региональных минсельхозов исследование по эффективности систем искусственного орошения.

— В конце 2023 года ExactFarming и платформа поле.рф заключили меморандум о сотрудничестве. Какой эффект от объединения усилий двух цифровых компаний вы ожидаете?

— Мы ожидаем несколько эффектов на самом деле, в первую очередь — эффекта синергии в плане популяризации технологий в сфере сельского хозяйства. Это первый шаг — как я раньше говорила, людей нужно для начала проинформировать и сформировать у них четкое понимание того, что можно ожидать от инструментов цифровизации. Не создавая при этом каких-то ложных надежд и завышенных ожиданий. И портал поле.рф, и ExactFarming давно работают над этой задачей со своих сторон, но объединение усилий даст лучший результат.

Кроме того, как две технологичные компании, которые создают технологии для сферы АПК, мы предполагаем, что сможем сотрудничать именно в контексте развития технологий, в том числе создания каких-то технологических решений совместными усилиями, объединяя опыт. В этом году начнем активно над этим направлением работать, именно в этом аспекте я лично ожидаю наибольшего эффекта от нашего сотрудничества. Когда две компании объединяют усилия не только с точки зрения коммерции, дистрибуции продуктов, обмена данными и продвижения, но и делают друг друга сильнее с технологической точки зрения, — мне кажется, это наиболее эффективная модель сотрудничества.

ExactFaming — платформа, позволяющая эффективно управлять агробизнесом, своевременно принимать решения и снижать риски, а также существенно увеличивать прозрачность взаимодействия. Решения ExactFaming доступны на поле.рф в разделе «Агросервисы».

  • Интервью

Читайте также