16 января

Сам себе айтишник

Зачем аграрии идут в разработку цифровых сервисов

Несмотря на то, что АПК называют одной из самых консервативных отраслей в области цифровизации, на рынке появляется все больше примеров, когда крупные предприятия создают собственные ИТ-продукты. Зачем агрохолдинги вкладывают миллионы рублей в разработку цифровых сервисов и смогут ли они заработать на них, предлагая свои решения коллегам по цеху, узнала редакция журнала Поле.РФ.

«Цифра» в современном АПК

Несмотря на постепенное расширение ассортимента доступных цифровых продуктов, основным IT-решением для аграриев пока что остается система 1С.

Генеральный директор IT-компании «Силк» Павел Конев
Генеральный директор IT-компании «Силк» Павел Конев
«Ее используют от 30 до 90% аграриев от региона к региону. Причина такого глубокого проникновения в отрасль — выработанная годами система поддержки пользователей, а также достаточно эффективная адаптация продукта под реалии бизнес-процессов в сельском хозяйстве», — рассказал генеральный директор IT-компании «Силк» Павел Конев.

Кроме того, растениеводы широко применяют системы мониторинга полей, техники и ГСМ.

«По результатам нашего опроса лидерами по внедрению этих решений стали представители Ростовской области с показателем 63%. Почти половина опрошенных использует такие системы в Ставропольском, Краснодарском краях и Белгородской области. Третье место — Воронежская область с показателем порядка 40%. В других регионах ЦФО показатель равен 12%», — приводит данные Конев.

Список востребованных среди аграриев цифровых сервисов дополняет директор по цифровизации и моделированию Группы компаний «АгроТерра» Николай Кащук.

Директор по цифровизации и моделированию Группы компаний «АгроТерра» Николай Кащук
Директор по цифровизации и моделированию Группы компаний «АгроТерра» Николай Кащук
«Распространены программы агроменеджмента, поддержки принятия решений, в том числе системы точного земледелия, в основе которых лежат технологии географических информационных систем (ГИС) и глобального позиционирования (GPS)», — говорит он. 

Например, общий объем сельхозугодий под технологиями точного земледелия, внедренными только компанией «Агроноут», включая ПО «Точные поля» (True Fields), сочетающее возможности искусственного интеллекта и прикладную почвенно-агрономическую экспертизу, составляет 850 тыс. гектаров.

Проникновению «цифры» в АПК способствуют и федеральные программы Министерства сельского хозяйства, как ФГИС Зерно, ЕФИС ЗСН и другие, которые призваны повысить прозрачность агробизнеса для экономики.

С фокусом на импортозамещение

После ухода зарубежных производителей цифровых систем и ПО список доступных аграриям решений изменился.

Генеральный директор компании «Агроноут» Алексей Трубников
Генеральный директор компании «Агроноут» Алексей Трубников
«Ушли такие разработчики, как John Deere, AgLeader, Trimble, OneSoil, FarmersEdge и некоторые другие, — рассказывает генеральный директор компании «Агроноут» Алексей Трубников. — Вместе с тем их уход стимулировал разработку отечественных решений в областях точного земледелия и управления сельхозтехникой».

С ним согласен и Конев, который отмечает, что особенно активное импортозамещение идет в направлении разработок систем мониторинга полей и техники, где уже появилось много достойных отечественных решений.

По словам Трубникова, набирает популярность продукт отечественного разработчика AgroGlobal, который интегрирует функции автопилота и контроля работы техники, а также технологии российской компании Gremion, специализирующейся на RTK-поправках, для повышения точности позиционирования сельхозмашин до трех сантиметров.

Появление подобных разработок позволило уменьшить зависимость от иностранных поставщиков и развить соответствующие компетенции внутри страны.

«В ситуации, когда российский рынок покинули зарубежные производители цифровых решений для АПК, несомненно, выигрывают те сельхозпроизводители, которые используют в своей работе либо собственный софт, либо решения других отечественных разработчиков», — считает Кащук.

Драйвер цифровизации или закрытие собственных потребностей?

Особую роль в повышении уровня и темпов цифровизации АПК играет деятельность агрохолдингов. Обладая большими ресурсами, они способны не только тестировать продукты, но и напрямую влиять на их эволюцию и создание новых.

«Внедрением цифровых сервисов занимаются по большей части крупные агрохолдинги по двум основным причинам. С одной стороны, экономия на масштабе перевешивает существенные первоначальные расходы на внедрение и адаптацию технологии. С другой — технологичность бизнеса повышает его привлекательность для потенциальных инвесторов, что важно для компаний, представленных на бирже», — рассуждает Конев.

Однако не всегда имеющиеся на рынке программные продукты могут удовлетворить требованиям таких заказчиков, поэтому агрохолдинги создают собственные ИТ-подразделения.

Генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко
Генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко
«Не все сервисы являются универсальными решениями для разных территорий и хозяйств со своей спецификой и требуют адаптации под конкретное предприятие. Особенно это касается ИИ-систем. Поэтому, если компания обладает определенными ресурсами и накопленными компетенциями, то логичнее и эффективнее использовать их и готовить решения для конкретных производственных задач самостоятельно, или привлекая партнеров», — уверен генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.

С ним соглашается глава агрохолдинга «Лазаревское» из Тульской области Кристина Романовская.

глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская
глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская
«У сельскохозяйственных компаний есть два пути. Первый — собственное сильное ИТ-подразделение или дочерняя компания. Однако это дорого, а инвестиции окупаются десятилетиями. Второй путь — привлекать ИТ-компании со стороны более экономически сильных сельхозтоваропроизводителей, именно игроков своего рынка, которые знакомы со спецификой, потребностями, материально-технической базой», — считает она, предупреждая, что работа с далекими от рынка АПК компаниями может привести к потере времени и средств, что недопустимо в сельском хозяйстве из-за сезонности и высокой волатильности цен от сезона к сезону.

При этом, как уточняет Кащук, собственные решения разрабатываются агрохолдингами для тех областей, где еще нет готового отечественного продукта либо его адаптация под процессы сельхозпредприятия будет выше или сопоставима с собственной разработкой.

«Это хорошая возможность по импортозамещению», — отмечает он.

Однако, по мнению Конева, собственные разработки крупными холдингами используются довольно редко, так как это весьма затратно, в первую очередь по времени.

«Чаще всего происходит адаптация готовых работающих решений под собственные потребности», — заключает он.

Собственные цифровые продукты российских агрохолдингов

Редакция журнала Поле.РФ узнала у представителей крупнейших российских предприятий, какими цифровыми сервисами они пользуются, а также есть ли собственные продукты, которые они готовы выводить на рынок. 

ГК «АгроТерра»

В своей работе предприятие использует системы агроменеджмента, поддержки принятия решений, системы точного земледелия. Они позволяют автоматизировать бизнес-процессы, увеличивать точность планирования и более эффективно и рационально использовать технику и другие ресурсы.

В 2023 и в 2024 годах «АгроТерра» внедрила ERP-систему (enterprise resource planning – планирование ресурсов предприятия) и систему управления производством «История поля», интегрировав их между собой для большей корректности данных.

Так как представленные на рынке цифровые решения не в полной мере отвечают запросам предприятия, компания самостоятельно разработала модель, которая на основании данных о полях, агрономических предпосылок и вводных от бизнеса позволяет сформировать структуру посевных площадей, максимально увеличивающую общую маржинальность.

Уже третий год «АгроТерра» формирует структуру посевов на следующий сезон с использованием этой модели и начинает предлагать ее другим участникам рынка как отдельный программный продукт. В 2023 году он был отмечен наградой первой Национальной премии «Лидеры искусственного интеллекта».

Сейчас «АгроТерра» разрабатывает корпоративную систему планирования и поддержки принятия решений.

Агрохолдинг «Степь»

Хозяйства «Степи» применяют несколько цифровых решений, которые являются экосистемой и повышают эффективность сегмента растениеводства на всех производственных этапах. Агрохолдинг совместно с партнерами адаптировал и внедрил в производство российскую систему анализа и хранения данных, которая помогает выстроить структуру севооборота с учетом агрономических и климатических характеристик. С помощью анализа ретроспективных данных о конъюнктуре рынка можно прогнозировать маржинальности будущих урожаев. Цифровые двойники полей, анализируя информацию по каждому полю, помогают в планировании посевных площадей. Благодаря другим техническим решениям в период сева или уборки отслеживается работа техники на полях.

Агрохолдинг «Лазаревское»

Компания решила пойти по пути наименьшего сопротивления при внедрении системы поддержки принятия решений по управлению свинокомплексом, но готовое решение не подошло. Это стало предпосылкой для создания собственного ИТ-подразделения. Оно и занялось адаптацией решения под задачи агрохолдинга, который разработал собственный план цифровизации и движется по нему, попутно «протаптывая дорожку» для тех производителей, которые решатся пойти по его пути.

Созданный холдингом цифровой продукт — проект по неинвазивному взвешиванию, в который уже инвестировано более 35 млн рублей — «Лазаревское» планирует вывести на рынок. Эта система позволяет при помощи видеокамер оценивать вес животных, на раннем этапе обнаруживать тех из них, которые отстают по данному параметру, и на основании полученных данных принимать решения о реализации этих животных, тем самым снижая затраты на откорм таких особей. Экономическая эффективность технологии на предприятии «Лазаревского» оценивается в размере более 50 млн рублей в год.

В 2024 году проект перешел на стадию опытно-промышленной эксплуатации на 5 станках (порядка 200 животных). Следующий этап — полное внедрение системы в агрохолдинге и далее тиражирование технологии в России, а затем и в странах БРИКС. В горизонте в 10 лет компания планирует обеспечить чистую приведенную стоимость проекта в объеме 125 млн рублей при внутренней норме рентабельности 37%.

Перспективы собственных ИТ-разработок

По словам Трубникова, собственные ИТ-разработки холдингов имеют шансы выйти на рынок в виде тиражируемых продуктов, только если это коробочный продукт, решающий узкую задачу, как у «Лазаревское Тех», например.

«Сложные ИТ-решения направлены в первую очередь на оптимизацию внутренних процессов, и их использование, как правило, ограничено рамками самого холдинга. Мы знаем примеры, когда известный агрохолдинг пытался свою FMS-систему (farming management system — система управления сельхозпредприятием) установить коллегам по цеху, но оказалось, что у них совсем другие процессы. Разработчику надо было либо переделывать систему, либо клиентам перестраивать все свои процессы, а они на это не согласились. В общем этот вариант эволюции уже был протестирован и не взлетел. Тираж инхаус-разработок практически невозможен», — считает он.

По мнению эксперта, если производством цифровых продуктов заниматься как серьезным бизнесом, то он и будет требовать столько же времени, как основной бизнес, при гораздо меньших объемах выручки.

«В итоге он будет расфокусировать собственников и команду от основной деятельности, приносящей доход, и по мере приобретения опыта езды на «мертвых лошадях», интерес к направлению угаснет», — заключил эксперт.

Трубников в свою очередь видит особое значение при создании открытых для массового тиражирования цифровых продуктов в совместной деятельности производителей технологий и агропредприятий.

«Для успешной цифровизации агропромышленного комплекса важно аккумулировать усилия производителей и потребителей технологий. Именно в этом контексте работают компании, входящие в ассоциацию «ЭлектронАгро». Мы объединяемся с партнерами и клиентами, чтобы лучше понять потребности друг друга и создавать эффективные, высокотехнологичные продукты, которые будут способствовать активной и успешной цифровизации аграрного сектора», — поделился он.

Читайте также