01 февраля

Мясо со вкусом сои

Как сегодня устроен рынок альтернативного белка в России

Источник: поле.рф

Растительные высокобелковые продукты, в том числе широко известное мясо, до последнего времени не рассматривались как пища для широкого круга потребителей. Однако рецепты и технологии производства совершенствуются, и спрос на альтфуд (альтернативные продукты питания) растет, а значит, все более перспективными становятся выращивание и переработка сои, а также других культур, из которых получают высокобелковое сырье. Журнал поле.рф поговорил с пионерами рынка и узнал о его перспективах.

Альтернативный рынок на подъеме

По данным Международного независимого института анализа инвестиционной политики, мировой рынок альтернативного белка растет примерно 10-11% ежегодно. В 2021 году его объем оценивали в $14-15 млрд, а к 2029 году прогнозировался рост до уровня $34-37 млрд.

Как отмечает руководитель направления маркетинговых исследований рынков пищевого сырья и добавок «Центра инвестиционно-промышленного анализа» Софья Мурзина,совокупное потребление растительных белков пищевого и кормового назначения (мука, концентраты, изоляты) в России оценивается приблизительно в 300 тыс. тонн, при этом последние шесть лет рынок растет в среднем на 5% в год. В каждом сегменте — своя специфика потребления и тенденции, но есть и общие тренды.

Софья Мурзина, руководитель направления маркетинговых исследований рынков пищевого сырья и добавок «Центра инвестиционно-промышленного анализа»
Софья Мурзина, руководитель направления маркетинговых исследований рынков пищевого сырья и добавок «Центра инвестиционно-промышленного анализа»
«Российский рынок альтернативных белков представлен сегодня преимущественно тремя видами — соевые, кукурузные и пшеничные белки. На их долю приходится свыше 97% от общего объема потребления. Производство кукурузных и пшеничных белков (глютенов) традиционно хорошо развито в России на крахмало-паточных предприятиях, производство соевых белков успешно развивается на базе таких предприятий, как АО «Содружество-Соя»,  ООО «Амурагроцентр». Рынок гороховых белков в России на сегодня небольшой, ниша эта узкая, пока несформированная, находится на начальной стадии роста», — рассказала поле.рф эксперт.

По словам Мурзиной, сейчас в России активно исследуются технологии производства высококачественных протеинов из широко распространенного сырья — сои, гороха, подсолнечника. Спрос есть не только со стороны производителей пищевых продуктов для человека — большие объемы растительного белка требуются и для производства кормов для животных. Тем не менее для этого сектора еще характерна импортозависимость.

Олег Радин, президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна «Союзкрахмал»
Олег Радин, президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна «Союзкрахмал»
«Доля импорта в отрасли ежегодно падает и к 2023 году снизилась до 13%, — комментирует президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна «Союзкрахмал» Олег Радин. — К белкам с наибольшей импортозависимостью относятся изолированные белки из гороха и сои. Глютен пшеничный практически не импортируется, а кукурузный глютен в большей степени импортируется из Китая, это до 30% внутреннего рынка (15-30 тыс. тонн в год)».

Пространство для глубокой переработки

По мнению главы и сооснователя Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов, гендиректора компании Greenwise Артема Пономарева, обеспеченность локальным растительным сырьем, а также глобальный тренд развития альтфуд-категории способствуют развитию сегмента растительного белка. Подмосковный стартап Greenwise, выпускающий растительное мясо из сои и пшеницы, появился в 2018 году.

Артем Пономарев, гендиректор Greenwise
Артем Пономарев, гендиректор Greenwise
«Сейчас мы наблюдаем интенсификацию развития сегмента глубокой переработки растительного белка, который включает в том числе направления семеноводства и селекции высокобелковых растительных культур, а также их последующей переработки, производства ингредиентов или же компонентов для последующего выпуска продукции категории "альтфуд"», — пояснил Пономарев.

По мнению эксперта, тормозит развитие отрасли глубокой переработки отсутствие комплексной государственной стратегии по поддержке этого сегмента, «а также выступления негативного формата со стороны представителей традиционной молочной индустрии».

Однако несмотря на трудности с поддержкой, объем инвестиций в направление растет, реализуются крупные инвестпроекты по созданию предприятий глубокой переработки гороха. В частности, такую работу ведут ГК «Юбилейный» (Тюменская область) и «РесурсИнвест-Развитие» (Тульская область).

ГК «Юбилейный» в 2027 году планирует запустить завод «Протеинсиб» стоимостью 6,7 млрд рублей. Как рассказал журналу поле.рф генеральный директор Сергей Мамонтов, в планах — занять порядка 5,5% рынка горохового изолята, который оценивается на уровне 1,2 млн тонн.

«РесурсИнвест-Развитие» в свою очередь собирается инвестировать более 4 млрд рублей в создание предприятия по переработке желтого гороха в сухой белок, крахмал, пищевые волокна и кормовой продукт, сообщал ТАСС.

Альтфуд и с чем его едят

Идеей производства пищевых продуктов из растительного белка интересуются и гиганты агропрома. В частности, ГК «ЭФКО» с 2020 года выпускает продукты категории «растительное мясо» под брендом Hi. Как рассказала журналу поле.рф Ольга Ламок,в ассортименте есть продукты, которые воссоздают вкус говядины: котлеты для бургера, домашние котлеты и фарш, а также продукты со вкусом курицы — котлеты и наггетсы.

Ольга Ламок, пресс-секретарь ГК ЭФКО
Ольга Ламок, пресс-секретарь ГК ЭФКО
«Продукцию можно купить на полках большинства крупных сетей, таких как «Перекресток», «О'кей», «Ашан» и других, а также в кафе и ресторанах: например, в «Шоколаднице» или «Тануки». Даже «Бургер Кинг» в период Великого поста вводил в меню бургер с растительным мясом Hi. Ежегодно объем реализации растительных альтернатив увеличивается. Например, в прошлом году мы прибавили более 30% в растительном мясе и почти 60% в категории растительного молока», — сообщила Ламок.

Добиться хорошего результата в плане вкусовых качеств продукта «ЭФКО» удалось далеко не сразу. Первые опытные образцы заметно проигрывали по вкусу оригинальным мясным изделиям.

«Но мы все-таки масложировая компания, много работаем именно с жирами и комбинациями масел и хорошо умеем делать купажи. Технологам удалось подобрать такую комбинацию белка и трех видов жиров (используется подсолнечное, кокосовое и рапсовое масло), чтобы продукт был реально сочным и вкусным», — говорит пресс-секретарь «ЭФКО».

В конце 2023 года в компании обновили состав растительных продуктов: основным остается соевый белок, также присутствует гороховый, но в части котлет теперь вместо рисового белка используется подсолнечный. В обновленных позициях также удалось уйти от содержания глюкозы в составе.

Бургеры из соевого мяса
Бургеры из соевого мяса

Помимо обеспечения российского потребителя, «ЭФКО» экспортирует растительную продукцию в ОАЭ, Белоруссию, Казахстан и другие страны. Но, как говорит пресс-секретарь компании, задача приоритетного развития именно экспортной составляющей пока нет, сначала нужно удовлетворить внутренний спрос.

«Тем не менее потенциал экспорта велик: во многих странах – например, в Индии и Объединенных Арабских Эмиратах – очень распространена вегетарианская диета», — добавляет Ламок.

В целом «ЭФКО» видит серьезные перспективы в сегменте альтфуда. В ноябре 2023 совет директоров принял решение о закрытии производства молочных продуктов (йогуртов) в пользу производства растительных альтернатив, под которое будут переориентированы мощности.

Greenwise тоже заявляет о росте объемов производства и развитии экспортного направления. Причем компании удалось расширить целевую аудиторию своей продукции и нарастить спрос.

Производство компании Greenwise
Производство компании Greenwise
«В рамках изменения позиционирования в 2023 году — оно заключалось в уходе от классической системы продвижения и взаимодействия с узкой аудиторией (вегетарианцы, веганы) — нам удалось расширить целевую аудиторию и улучшить коммуникацию с потребителями, что также положительно отразилось на спросе. На 2024 год запланирован выпуск новых позиций. Это готовая продукция с хранением без температурного режима, а также снеки», – рассказал гендиректор Пономарев.

Он добавил, что имеются и перспективы с точки зрения экспорта — у Greenwise уже есть ряд успешно реализованных проектов в Северной Америке, странах СНГ, Азии.

«Мы продолжаем анализ потенциала сотрудничества с другими странами и регионами такими как Индия, Турция и другие страны», – подчеркнул Пономарев.

Соя? Сеем!

Соя — центральная культура для альтфуда, именно ее белок составляет основу для растительных котлет и других продуктов. Популярность возделывания сои в России растет: по данным Росстата, за 10 лет посевные площади выросли более чем в два раза, с 1,5 до 3,6 млн гектаров, а валовой сбор уже второй год подряд превышает 6 млн тонн.

«Мощностями по переработке растительного сырья Россия сейчас обеспечена с запасом, — сообщили в «ЭФКО». — Мы как переработчики, конечно, поддерживаем увеличение посевных площадей масличных. Тем более государство гибко реагирует на складывающуюся конъюнктуру: вводит разумные заградительные меры, в том числе плавающие пошлины. Рынок сейчас работает достаточно предсказуемо и для фермеров, и для переработчиков».

Игорь Рожнов, фермер из Воронежской области, автор YouTube-канала «Обычный фермер», подчеркивает, что зернобобовые – перспективная ниша в растениеводстве.

Игорь Рожнов, фермер
Игорь Рожнов, фермер
«Если правильно выстроить технологию: знать, где сократить затраты, знать, какие удобрения применять, какие не применять, если все оптимизировать, то зернобобовые —это одна из немногих ниш в агробизнесе, которая еще остается рентабельной. Продукция эта востребована, строятся новые перерабатывающие мощности, и они требуют большого объема сырья, поэтому, я думаю, что со сбытом проблем не будет и в обозримом будущем», — сказал Рожнов.

Будущее альтернативного белка

По мнению экспертов, опрошенных журналом поле.рф, Россия может сыграть значимую роль в развитии мирового рынка альтернативного белка. У страны для этого есть ресурсы.

«Во-первых, сырье: наша страна — один из крупнейших экспортеров пшеницы, гороха. Растут посевные площади сои. Российское сырье не является генно-модифицированным, что крайне важно на мировом рынке. Во-вторых, Россия — одна из немногих стран, которая обладает дешевыми энергоресурсами. Таким образом, на фоне растущего населения в мире и усиливающегося дефицита традиционного животного белка наша страна потенциально может стать крупным продуцентом альтернативных белков в мировом масштабе», – говорит Софья Мурзина. Но для реализации потенциала нужны усилия со стороны государства: разработка четкой промышленной политики и создание эффективных инструментов финансирования.

Пономарев акцентирует внимание на необходимости формирования эффективной государственной политики для продвижения альтфуда.

«При отсутствии конкретных сформулированных планов государства по развитию направления глубокой переработки, шансы России на мировой альтфуд-арене очень низкие. Актуальное движение происходит за счет частных инициатив отдельных компаний, государству необходимо обратить внимание на собственные возможности и провести соответствующую работу по планированию развития направления», – говорит он.

Как сообщили поле.рф в «ЭФКО», если у России получится зайти на рынки, где альтернативные белковые продукты широко востребованы — в их числе дружественные страны Ближнего Востока, Африки, Индии — это откроет большие перспективы для российского агропрома.

«При этом не стоит приукрашивать амбиции производителей растительных альтернатив. Ни у кого здесь нет стремления достичь оборотов, сравнимых с традиционным животноводством.По прогнозам, в перспективе речь идет всего о 5-10% мясного рынка. Но с учетом его масштабов даже эти 5-10% уже означают миллиардные обороты, на часть которых, конечно, могут претендовать и российские производители. У нас для этого есть и технологии, и сырье. Пожалуй, основной вопрос сегодня именно в коммуникациях и продвижении таких продуктов. Причем на экспортных рынках это, предположительно, должно идти даже чуть проще, потому там не нужно преодолевать предубеждения по поводу растительного мяса и молока», – отметили в «ЭФКО». 
  • Экономика АПК