27 августа

Сельхозтехника в плюсе

Какие сегменты показывают рост продаж на падающем рынке

Источник: Поле.РФ

По данным Ассоциации «Росспецмаш», в I квартале 2025 года на фоне общего падения рынка сельхозмашин продажи техники для кормозаготовки выросли почти на 30%, а по итогам первого полугодия продажи плугов и машин для внесения удобрений прибавили 9,5% и 54,2% соответственно. С чем связан рост отдельных сегментов рынка и действительно ли лучше идут продажи у производителей прицепной техники, чем у поставщиков тракторов и комбайнов, редакция журнала Поле.РФ узнала у участников рынка.

Платежеспособный сегмент

По данным «Росспецмаш» в первом квартале 2025 года продажи пресс-подборщиков выросли на 28,3%, а косилок — на 28,7%. На первый взгляд, положительная динамика рынка кормозаготовительной техники и оборудования на фоне общих негативных тенденций рынка вызвана более высокой рентабельностью животноводства в сравнении с растениеводством. 

инфографика

По мнению начальника отдела продаж компании «Навигатор — Новое машиностроение» (г. Пермь) Николая Смыкова, причина лучшего положения животноводов — отсутствие проблем со сбытом продукции. 

Начальник отдела продаж компании «Навигатор — Новое машиностроение» Николай Смыков
Начальник отдела продаж компании «Навигатор — Новое машиностроение» Николай Смыков
«Рост продаж в сегменте кормозаготовительной техники может быть связан с более стабильным финансовым положением предприятий молочного и мясного животноводства, для которых, как минимум, остается рынок сбыта внутри страны, а многие и экспортируют свою продукцию. В отличие от них растениеводы сильно ограничены экспортными возможностями. При этом производство зерна во многих регионах остается в минусе. Хотя, надо сказать, что для обеих категорий, безусловно, сильным сдерживающим обновление парков фактором остается высокая стоимость кредитов. Тем не менее, для животноводов инвестиции в материально-техническое обеспечение выглядят сейчас более разумными», — говорит эксперт.
Пресс-подборщик серии NB компании «Навигатор – Новое машиностроение». Источник: телеграм-канал компании
Пресс-подборщик серии NB компании «Навигатор – Новое машиностроение». Источник: телеграм-канал компании

С ним солидарен директор по продажам прицепной техники KOBLiK Group Игорь Гудулин:

«Производители молока чувствуют себя увереннее: цены на молоко остаются стабильными, а спрос на продукцию — устойчивым. На фоне этих факторов хозяйства активнее работают над оптимизацией производственных процессов. Кормление — одна из ключевых статей затрат, и инвестиции в современное оборудование позволяют повысить эффективность, сократить потери и улучшить показатели продуктивности животных».

Андрей Недужко, генеральный директор агрохолдинга «Степь» (поголовье – порядка 48 тыс. голов) подтверждает: в текущем сезоне сегмент животноводства демонстрирует большую устойчивость по сравнению с растениеводством. Эта отрасль обеспечивает более предсказуемые денежные потоки и позволяет планировать закупку и обновление техники.

Генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко
Генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко
«При этом животноводство тесно связано с полевым контуром через заготовку кормов: от выращивания кормовых культур до их уборки, хранения и логистики на фермы. Именно этот связующий «кормовой» фактор мог повлиять на рост отдельных категорий сельхозтехники в течение года — прежде всего оборудования для заготовки и транспортировки кормов, а также сопутствующих решений и сервисов. В результате даже на фоне неоднородной конъюнктуры рынка в растениеводстве животноводческий сектор формирует более стабильную основу для инвестиционных решений и сглаживает сезонные колебания спроса на технику», — сообщил Недужко.
Глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская
Глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская

Кристина Романовская, глава агрохолдинга «Лазаревское» из Тульской области, добавляет, что животноводство сегодня является активно развивающимся сегментом экспорта и получает дополнительную поддержку государства, в том числе по новым направлениям.

«Это обеспечивает дополнительные стимулы к инвестициям», — отмечает Романовская.

Заем с выплатой в конце срока

Получите до 200 млн рублей на развитие вашего агробизнеса. Никаких ежемесячных платежей, погашение — в конце сезона

Трансформация подхода

Впрочем, есть и другая причина сохраняющихся продаж техники для животноводов, которая лежит не на поверхности. Развитие современных технологий животноводства и связанный с этим пересмотр отношения к формированию кормовой базы — важный драйвер модернизации материально-технического оснащения животноводческих ферм.

Генеральный директор Ассоциации производителей-экспортеров сена и кормов Сергей Гонтарь
Генеральный директор Ассоциации производителей-экспортеров сена и кормов Сергей Гонтарь
«Причину роста продаж кормоуборочной техники на фоне общего снижения рынка сельхозмашин в первом квартале 2025 года мы видим в изменении отношения сельхозпроизводителей к кормовым культурам. В первую очередь — молочно-товарных ферм, которые занимаются производством кормов для собственного стада. Если долгое время у нас в стране отношение к кормовым культурам было как ко вторичному продукту, то теперь их все чаще рассматривают как полноценную продукцию – базу, которая делает возможным рост рентабельности в животноводстве», — объясняет Сергей Гонтарь, генеральный директор Ассоциации производителей-экспортеров сена и кормов.

По его словам, на протяжении нескольких лет предприятия, которые начали использовать современную технологию в кормопроизводстве, видят результат, проявляющийся в количестве и качестве молока, да и в целом в экономике предприятия.

«Такое переосмысление подталкивает предприятия менять технологию, что влечет за собой техническое переоснащение. Это процесс небыстрый, но позитивные тенденции в части популяризации такого подхода есть, и рост продаж специализированного современного кормоуборочного оборудования тому свидетельство», — резюмирует эксперт.

Сезонность и господдержка

По мнению Романовской, основная причина роста тех или иных сегментов рынка сельхозтехники и оборудования заключается в сезонности агробизнеса.

«Заготовка основных кормовых культур, среди которых сено и сенаж, приходится на пятый и шестой месяц года, то есть май и июнь. Все хозяйства заключают договоры за 2-3 месяца. В июне-июле уже идет подготовка к осенней посевной, соответственно, это применение дискаторов, плугов, разбрасывателей. Навесное оборудование является более доступным сегментом, нежели, например, посевные комплексы, поэтому в условиях нестабильной рентабельности растениеводства, остается приемлемым направлением инвестиций», — говорит эксперт.

Конъюнктура рынка зависит и от отдельных государственных инициатив. Так, рост продаж в сегменте плугов (+9,5% за первые 6 месяцев года в сравнении с аналогичным периодом 2024 года) в концерне «АЛМАЗ» связывают с реализацией госпрограмм.

Эксперт по развитию продуктов, управляющий товарной группой концерна «АЛМАЗ» Антон Кашлаков
Эксперт по развитию продуктов, управляющий товарной группой концерна «АЛМАЗ» Антон Кашлаков
«Основной вклад внесла системная господдержка АПК, включая отдельные меры госполитики по расширению посевных площадей и повышению продуктивности сельхозземель. Согласно госпрограмме эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения, в него требуется включить более 13 млн гектаров новых площадей до 2030 года. Больше земель – больше посевов, выше валовой сбор урожая и выше реализация сельхозпродукции, в итоге часть выручки предприятия могут осознанно направить на приобретение почвообрабатывающей техники, например, тех же плугов», — рассказывает эксперт по развитию продуктов, управляющий товарной группой концерна «АЛМАЗ» Антон Кашлаков.
Демонстрационный показ почвообрабатывающей техники «Алмаз» в Тюменской области. Источник: телеграм-канал компании
Демонстрационный показ почвообрабатывающей техники «АЛМАЗ» в Тюменской области. Источник: телеграм-канал компании

Еще одна причина подъема в отдельных сегментах — механизмы льготного финансирования.

«В 2025 году действуют новые параметры по программе 1432, — отмечает Кашлаков. — Общий объем финансирования был увеличен до 10 млрд рублей, также была скорректирована система скидок на прицепную и навесную технику в сторону увеличения: 16,5% вместо прежних 10-15%».
«Продажи в сегменте кормозаготовительной техники поддерживаются и программами льготного лизинга через «Росагролизинг». В том числе и продукция нашей компании, включающая грабли, пресс-подборщики, упаковщики и многое другое оборудование, попадает в программу субсидирования. Если ставка по кредитам колеблется в районе 30%, то удорожание по лизингу может быть порядка 7%, что, конечно, является ощутимой помощью и аграриям, и поставщикам», — отмечает Смыков.
инфографика

Как отмечают в «Росагролизинге», спрос на технику для кормозаготовки за последние 5 лет вырос в среднем на 28%. При этом стабильный и самый высокий рост демонстрируют валкообразователи (+152%), пресс-подборщики и подборщики рулонов (+66%), грабли (+64%) и кормоуборочные комбайны (+47%).

Рост или удержание позиций?

Несмотря на все же имеющиеся предпосылки для продаж прицепной и навесной техники и оборудования, не все производители ощущают серьезный всплеск продаж.

«По опыту нашего завода могу сказать, что рост в сегменте кормозаготовительной техники в размере нескольких десятков процентов в 2025 году выглядит слишком оптимистичным: наши продажи остаются на уровне прошлого года, что в нынешних экономических реалиях уже можно оценивать позитивно», — рассказывает Смыков.

Сохранение позиций отмечает и Гудулин:

«У нас ситуация с продажами кормосмесительной техники стабильная, мы удерживаем продажи на уровне прошлого года».

А вот у концерна «АЛМАЗ» ситуация с продажами в этом году улучшилась.

«В течение 7 месяцев мы показываем устойчивый рост. За первое полугодие объем реализации плугов у нас вырос на 23% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года», — делится Кашлаков, добавляя, что завод стабильно входит в топ-3 российских производителей по всем ключевым категориям плугов.

Однако, несмотря на некоторую оттепель в отдельных сегментах, до позитивных сдвигов еще далеко.

«Экономический климат отрасли таков, что приобретение сложных дорогостоящих механизмов рискованно для обоих направлений (растениеводство и животноводство — прим. ред.)», — сетует Романовская.

Конкуренция не ослабевает

Покупатели как кормозаготовительной техники, так и почвообрабатывающего оборудования не ограничены в выборе машин — на рынке по-прежнему остаются как европейские поставщики, так и появляются новые бренды.

«В целом могу сказать, что сегмент кормозаготовительной техники и оборудования остается весьма конкурентным. Помимо европейских брендов, которые остались на российском рынке, а также отечественных заводов-изготовителей, добавились производители из Китая», — обращает внимание Смыков.
«Рынок кормораздатчиков в России отличается высокой конкуренцией. Помимо российских производителей, на нем присутствует значительное число и иностранных компаний. За прошлый год не менее 20% составили конкуренцию именно импортные производители. В текущем году мы не ожидаем увеличения доли присутствия импортной техники на отечественном рынке», — поделился Гудулин.

Об исторически высокой конкуренции в сегменте плугам свидетельствует и представитель заводов «АЛМАЗ».

«Это зрелый сегмент, спрос на нем стабильный: все же это базовая техника для обработки почвы. Поэтому плуги как актив в составе ассортиментного портфеля привлекательны для многих компаний-производителей», — отмечает Кашлаков.

По его словам, отечественные машиностроители активно конкурируют между собой и зарубежными компаниями в подгруппе оборотных плугов до 8-9 корпусов. По оборотным плугам 9+ корпусов лидерство пока остается за зарубежными производителями. Всего же на рынке присутствует до 60 разных производителей, львиная доля — за российскими компаниями, но есть производители из Канады, Германии, Турции и других стран.

Плуг «Пересвет» производства компании «АЛМАЗ». Источник: телеграм-канал компании. 
Плуг «Пересвет» производства компании «АЛМАЗ». Источник: телеграм-канал компании. 

Что выбирают агрохолдинги

В агрохолдинге «Лазаревское» журналу Поле.РФ рассказали, что проводят закупки техники по плану обновления парка тракторов и сельскохозяйственных машин.

«Например, к сезону 2025 года было приобретено две бороны гидофицированные Kaama lider 21м, к уборочной — погрузчик телескопический Sany 742, а осенью планируем вложить средства в новый дискатор АДС-8 «Tigarbo» и 9-метровую жатку для уборки подсолнечника», — рассказала глава холдинга.

В агрохолдинге «Степь» уже несколько лет работает собственная машинно-тракторная станция (МТС) с ремонтной базой.

«Холдинг ежегодно на постоянной основе обновляет парк техники минимум на 10%, это позволяет поддерживать рабочие качества на уровне выше среднего. В течение последних нескольких лет агрохолдинг делает ставку на российскую технику, сегодня парк техники в компании на 80% состоит из российских машин», — прокомментировал Недужко.

Заем с выплатой в конце срока

Получите до 200 млн рублей на первоначальный взнос по лизингу сельхозтехники. Без ежемесячных платежей

Читайте также

Что-то пошло не так