24 января
Минсельхоз будет работать с Казахстаном по снижению транзитных ж/д тарифов для российского зерна
Ведомство не поддерживает экспорт автотранспортом
Минсельхоз РФ планирует прийти к компромиссному решению с Казахстаном и уравнять транзитные тарифы для российского зерна, чтобы развивать экспорт из регионов Сибири на рынки южных стран. Об этом сообщила министр сельского хозяйства Оксана Лут, отвечая на вопросы фермера из Алтайского края в ходе форума «Развитие малого агробизнеса России».
«Сибирь является нашей точкой роста по увеличению объемов производства зерна. Самая главная задача — это зерно куда-то деть. У нас есть Казахстан, южные рынки, на которые можно попасть железной дорогой. Мы сейчас делаем это в малом объеме и вообще делаем это плохо, потому что у нас стоит очень высокий транзитный тариф через территорию Казахстана на территорию третьих стран, не входящих в ЕАЭС», — сказала Лут.
По ее словам, в 2024 году Казахстан собрал рекордный урожай зерна — 26,7 млн тонн, в том числе 18 млн тонн пшеницы против 12 млн тонн в 2023 году. Из-за этого цены на пшеницу на внутреннем рынке ниже, чем в России. Несмотря на открытие ввоза российского зерна на территорию республики, сибирское зерно туда «не поехало».
«Мы думаем, что в этом сезоне не сильно можем везти в Казахстан, потому что у них очень много своего. Нужно работать и жить вместе с Казахстаном, это наш партнер, нужно выстраивать единую политику. Мы пытаемся договориться, чтобы транзитные тарифы уравняли (для российского зерна — прим. ред.) как для резидентов Казахстана, чтобы мы одинаково работали», — отметила министр и добавила, что это решение может привести к потере казахскими производителями рынков сбыта, однако они могут получить возможность экспортировать свое зерно через российские порты.
«Поэтому нам нужно найти разумный компромисс. Казахские партнеры заинтересованы в работе с нашими трейдерами, потому что они могут везти зерно через наши порты и пользоваться нашими рынка сбыта. Мы надеемся, что в этом году нам удастся решить вопрос по транзитному тарифу», — сказала Лут.
Говоря о вывозе сибирского зерна в порты России, Лут отметила, что согласно постановлению правительства №406, субсидируются тарифы на ж/д транспортировку для регионов Сибири. В 2025 году правительство увеличило объем выделенных средств на это направление на 2 млрд рублей, общая сумма поддержки составит 8,3 млрд рублей.
«Если раньше наши трейдеры скептически смотрели на Сибирь, всем нравилось работать с Югом, но климат меняется, в этом году в Краснодарском крае и Ростовской области мало зерна, не так как всегда, а товар нужен, поэтому все федеральные трейдеры пошли в Сибирь. Я думаю, все зерно, излишки будут вывезены. Сибирь — это наш резерв по увеличению производства», — сказала министр.
При этом она подчеркнула, что Минсельхоз не поддерживает экспорт зерна автотранспортом, так как «там много черных потоков».
«Любое государство хочет прозрачный бизнес, хочет получать налоги. Практически все зерно, что шло автотранспортом в Казахстан, было черным и серым», — заключила она.
Аналитика цен на зерновые и комментарии экспертов
Подпишитесь на новости для фермеров в нашем Telegram-канале!