24 декабря 2024
Гусеница или колесо: особенности эксплуатации сельхозмашин на гусеничном ходу
Чек-лист по обслуживанию гусеничной техники
Источник: АГРОМАШ
Первые сельскохозяйственные гусеничные тракторы стали появляться в разных странах еще в начале XX века. Несмотря на сохраняющийся за ними по сей день статус нишевого направления, интерес к этим энергосредствам остается. Кто покупает такую технику и как продлить срок ее службы, журналу Поле.РФ рассказали специалисты компаний-поставщиков сельхозмашин.
Проблема интенсификации
Необходимость обработки все большего объема пашни и применение интенсивных технологий в растениеводстве привели к масштабной деградации почв.
«Чтобы обеспечить необходимое тяговое усилие, высокомощному трактору нужен большой сцепной вес. В сочетании с многократными проходами техники по полю это ведет к переуплотнению почвы. Данный процесс активно происходит на протяжении последних 35-40 лет с ростом доли мощных тракторов. Поэтому сегодня в отдельных регионах России переуплотненный почвенный слой достигает 1-1,5 м, что ставит под угрозу дальнейшее успешное выращивание на таких землях сельхозкультур», — сетует руководитель направления компании «Таврус» Алексей Кирсанов.
При этом давление высокомощных тракторов на поверхность становится критическим на переувлажненных почвах.
«Еще в советские времена опытные агрономы категорически отказывались запускать на весенние работы мощные колесные тракторы. Их чаще использовали осенью на пахоте и культивации, когда сухая почва имеет низкую пластичность и не так поддается деформации, — добавляет эксперт. — Выходом становилось решение на гусеничном ходу».
По его словам, масштабный спрос на гусеничные тракторы в России начал складываться даже позже, чем на гусеничные комбайны. К примеру, на Дальнем Востоке практика внедрения гусеничных движителей у комбайнов как единственного способа убрать урожай в условиях влажных почв и непогоды формировалась еще до всплеска интереса к мощным тракторам на гусеничном ходу.
Нишевый, но не забытый сегмент
Сначала гусеницы на сельхозтракторах так же, как и на спецтехнике, были металлические. Настоящей революцией в этом сегменте стал переход на резиноармированные движители.
«Резиновые гусеницы, более легкие и широкие, они позволили серьезно снизить давление техники на почву и уровень механического повреждения, улучшив характеристики таких тракторов. И если сначала данная технология была лишь у именитых мировых брендов, то в настоящее время доступна и на более бюджетных марках», — рассказывает менеджер по продукту и продуктовой поддержке «ОПТИТЭК» Марсель Каримов.
Но, несмотря на развитие технологий, доля гусеничной техники на рынке оставалась невысокой.
«До 2022 года гусеничные тракторы западных брендов мощностью 360-430 л. с. занимали 0,3-1,5% всего российского рынка тракторов, а модели более высоких классов мощности, 500-670 л. с., порядка 1,5-2%», — поделился статистикой руководитель группы по продукту компании «ОПТИТЭК» Иван Моржаков, добавив, что ежегодно в России продавалось до 50 единиц высокомощных импортных тракторов.
Именно требование к мощности трактора стало самым важным двигателем развития гусеничного сегмента.
«В последние 5-10 лет потребность сельхозпроизводства в тракторах мощностью 500 л. с. и более стала главным импульсом рынка гусеничных тракторов. Пока колеса перестали удовлетворять в части передачи полезного запаса мощности, именно гусеницы оказались оптимальным решением этой задачи», — добавляет Кирсанов.
Однако в современных реалиях российского рынка сельхозтехники начинают зарождаться новые тренды.
«С увеличением доли отечественных тракторов 300+ л. с. и китайских тракторов мощностью, как правило, не более 260 л. с., а также при сохранившемся желании аграриев более эффективно передавать мощность трактора на орудие стали появляться решения, позволяющие переоборудовать базовый колесный трактор на гусеничный движитель. Это привело к десятикратному росту интереса аудитории к гусеничным тракторам мощностью от 260 л. с.», — обращает внимание он.
Несмотря на это, сегмент техники на гусеничном ходу остается довольно узким.
Преимущества и нюансы
К основным преимуществам тракторов на гусеничном ходу эксперты относят сочетание высокого тягового усилия и минимального давления на почву.
«Такой трактор может тянуть за собой внушительный посевной комплекс или культиватор, обрабатывая большее количество гектаров в час, но при этом оказывая минимальное воздействие на почву», — комментирует Моржаков.
Кирсанов приводит в пример хорошо известные в России бренды западных тракторов на гусеничном ходу:
«В линейках Challenger и John Deere были модели мощностью в пределах 300 л. с., которые именно благодаря гусеничному движителю могли агрегатироваться с орудиями, требующими запаса мощности 400 л. с. и более».
По наблюдениям экспертов «ОПТИТЭК», гусеничные тракторы чаще всего приобретают приверженцы нулевой или минимальной технологий и аграрии, занимающиеся растениеводством в зонах рискованного земледелия, где критически важно сохранить почвенную влагу. Для таких сельхозпредприятий особую роль играет параметр давления на почву, который не должен превышать 0,6 кг/кв. см. И именно его можно было добиться, эксплуатируя гусеничный трактор даже мощностью в 670 л. с.
Многие справедливо отметят, что примерно такого же сниженного давления можно добиться, установив на трактор спаренные колеса. Впрочем, у такого решения есть свои нюансы.
«Как правило, это будет машина мощностью не 670 л. с., а 400-500 л. с. — объясняет Моржаков. — Кроме того, такие колеса со специальной резиной с гибким бортом для увеличения пятна контакта — удовольствие не дешевое: по стоимости владения могут получиться даже дороже гусениц. К тому же любые колеса подвержены боковым проколам, а за давлением воздуха в шинах нужно неустанно следить. Да и перегонять такой трактор по дорогам общего пользования из-за увеличенных габаритов становится невозможным».
Да и не всегда такое решение может выручить.
«Например, на пахоте далеко не на каждый трактор можно поставить спаренные колеса. Кроме того, при работе с применением технологической колеи, которая достаточно узкая, спаренные колеса также не подходят», — добавляет Кирсанов.
Еще одним немаловажным преимуществом гусеничного хода является низкая пробуксовка.
«За счет своей конструкции гусеницы имеют лучший зацеп, чем колесо. Благодаря этому до минимума снижается риск пробуксовки, что повышает производительность и снижает расход топлива. Также лучший зацеп гусеничного полотна позволяет технике работать на каменистой сложной почве без потери скорости и качества работы. По нашему опыту, именно необходимость работы на «непростой» земле — один из главных факторов выбора клиентом гусеничного трактора», — рассказывает генеральный директор Завода «АГРОМАШ» Роман Семенов.
По словам Моржакова, гусеница пробуксовывает меньше, потому что у нее грунтозацепов в контакте с почвой одновременно находится больше, чем у колеса — 14 на каждой гусенице против 2-3 на каждом колесе.
Каримов в свою очередь приводит следующие подсчеты. Если пробуксовка на колесном тракторе будет составлять 15%, а на гусеничном — 5%, то при наработке в 1000 моточасов колесное энергосредство потеряет на пробуксовку 150 моточасов, а «гусянка» — 50 моточасов.
«Разница 100 моточасов — это две рабочие недели, что, согласитесь, немало», — резюмирует он.
При этом пробуксовка — это не только работа в холостую и сжигание топлива, но это и повреждение верхнего плодородного слоя почвы.
Дополнительные данные о негативных последствиях пробуксовки техники приводит Кираснов.
«В зависимости от типа почв пробуксовка, а значит, и потеря мощности на колесных тракторах может составлять до 30-40%, в то время как у гусеницы она не превышает 5-7%, — рассказывает он. — К тому же цикличность пробуксовки негативно влияет на жизненный ресурс трансмиссии. Особенно при работе на неправильно отбалансированных тракторах и перекаченных шинах ресурс коробки передач может сократиться на 40-50%. И в этом плане гусеницы также выигрывают».
Несмотря на все очевидные преимуществ гусеничного хода, есть у такой техники и свои особенности. Среди них — ограниченный функционал: их нельзя использовать для междурядной обработки, на транспортных работах и в кормозаготовке. Сюда же можно отнести и более высокую стоимость первоначальных вложений.
«У тракторов на гусеничном ходу также меньшая маневренность и до 30-40% более низкая транспортная скорость в сравнении с колесными энергосредствами. Кроме того, гусеницы создают большую вибрацию на твердых поверхностях – сухая земля, стерня или дорожное покрытие», — добавляет Кирсанов.
Как продлить ресурс гусениц
Итак, гусеничный трактор — дорогая единица в парке сельхозпредприятия, а значит, требует особого внимания со стороны владельцев и механизаторов к поддержанию работоспособности и сохранению ресурса. Именно оно может обеспечить более продолжительную безотказную работу гусеничного хода.
«Бывают случаи, когда владелец техники принимает решение не проводить первое ТО, которое по регламенту должно состояться после первых 30 моточасов и призвано проверить все уязвимые места с целью предотвратить серьезные поломки в будущем. Такое решение может привести к крупным поломкам, которые снизят эффективность использования машины», — предостерегает руководитель Завода «АГРОМАШ».
С особым вниманием стоит отнестись и к перегонам гусеничной техники.
«Гусеничный трактор можно перемещать собственным ходом по дорогам общего пользования, однако скорость не должна превышать 15-20 км/час с промежутками на то, чтобы гусеница остыла, каждые полчаса. При перегонах по полю или грунтовой дороге скорость и промежуток между остановками может быть увеличен за счет «охлаждающего» действия пыли», — напоминает Каримов.
Периодически необходимо проверять регулировку гусеничного полотна.
«Надо регулярно мониторить натяжение, чтобы гусеница как можно меньше пробуксовывала на приводном колесе (если привод осуществляется за счет силы трения). Кроме того, важно оценивать положение направляющих гусеничного полотна относительно приводного колеса, в противном случае его смещение в одну или другую сторону может привести к излишнему и неравномерному износу направляющих, а выход из строя всего 2-3 из них к ряду потребует замены всей гусеничной ленты», — предостерегает эксперт.
Он также отмечает важность обкатки.
«На новом тракторе или после замены гусениц их необходимо отрегулировать и первые 500 моточасов стараться работать в пыльных условиях. Пыль играет роль абразива и полирует внутреннюю часть гусеничной ленты. Это приводит к снижению трения опорных катков и колес с деталями гусеницы и, соответственно, температуры, что продлевает ресурс», — напоминает Каримов.
В зависимости от манеры эксплуатации и при условии правильного обслуживания гусеница может ходить до 10 лет и даже более. А если все же наступила необходимость, то заменить ее можно даже в условиях санкций.
Например, компания «ОПТИТЭК» начала в 2023 году поставку гусеничных лент на тракторы иностранного производства Challenger, Fendt, John Deere и Case IH. С момента запуска их продаж компанией оснащено ими уже более 50 тракторов.
Новинки рынка
Довольно узкий рынок гусеничных сельхозмашин не так богат обновлениями, особенно с уходом ряда импортных брендов, однако новинки все же появляются.
Так, в 2024 году Завод «АГРОМАШ» вывел на рынок трактор серии 110ТГ, продолжающий философию «предшественника» АГРОМАШ 90ТГ. Среди новшеств — более мощная силовая установка: модель оснащена 6-цилиндровым двигателем Д-260.8S2-850 с номинальной мощностью 98 л. с., что позволяет энергосредству работать с 5-корпусными плугами, культиваторами, а также высокопроизводительными мульчерами. Новинка может работать в растениеводстве и животноводстве, на лесопожарных, лесовосстановительных, ландшафтных, дорожно-строительных и жилищно-коммунальных работах, в промышленной отрасли.
«Мы продолжаем развивать наше гусеничное направление, разрабатываем новые машины и совершенствуем уже выпускаемые. В данный момент мы активно трудимся над дальнейшим расширением линейки и планируем вывод на рынок новых моделей», — рассказал представитель Завода «АГРОМАШ».
Аналитика цен на зерновые и комментарии экспертов
Подпишитесь на новости для фермеров в нашем Telegram-канале!