07 ноября

Агроэкспорт из РФ выйдет на плато уже в 2025-2026 году — «Яков и партнеры»

Если не пересмотреть его структуру и не снизить себестоимость 

Экспорт агропродукции из России не сможет достичь установленной планки роста в 1,5 раза к 2030 году, если не сделать упор на поставки кукурузы, шротов, ячменя и продукции глубокой переработки, а также не снизить себестоимость на всех этапах цепочки: от поля до порта назначения. Такие выводы содержатся в исследовании «Новая амбиция российского АПК: как увеличить годовой объем экспорта до $70 млрд», которое опубликовала консалтинговая компания «Яков и партнеры».

«По оценке авторов исследования, в рамках текущего портфеля АПК потенциал прироста экспорта составляет $8–10 млрд в среднемноголетних ценах. При сохранении существующего продуктового портфеля, ограничении доступа к современным технологиям и сокращении мер по поддержке частных инвестиций российские поставки сельхозпродукции на глобальные рынки уже к 2025–2026 годам выйдут на плато», — говорится в пресс-релизе компании.

В исследовании отмечается, что если по итогам 2023 года РФ заняла 6-е место в мире по объему поставок в тоннаже, то в денежном выражении — только 8-е место ($43,5 млрд) с долей на мировом рынке не более 2%.

«Причиной этого является одна из самых низких цен за одну тонну экспорта среди лидеров — около $0,6 тыс.», — говорится в исследовании.

Авторы предполагают, что смещение фокуса российского агроэкспорта с пищевых основ (пшеница, рожь) на поставки премиальной продукции глубокой переработки и кормовых основ позволит нарастить экспортную выручку до $65–70 млрд к 2030 году.

По мнению исследователей, росту экспорта будут способствовать:

  • снижение удельной себестоимости приоритетных экспортных продуктов, в первую очередь протеинов;
  • улучшение эпизоотической обстановки и решение проблем, связанных с угрозами для растений;
  •  активное использование передовых технологий (в том числе генетики, вакцин, средств защиты растений);
  • развитие логистической инфраструктуры и недопущение ее монополизации;
  • удержание для внутренних агропроизводителей ценовых преимуществ по удобрениям, энергоносителям, а также другим средствам производства и расходным материалам.
«От Минсельхоза, отраслевых ассоциаций и компаний АПК ожидаются новые подходы к регулированию и организации взаимодействия, чтобы сохранить маржинальность отрасли в условиях структурного профицита производственных мощностей для внутреннего рынка», — говорится в пресс-релизе.

В пользу каких продуктов предлагается скорректировать доли агроэкспорта из РФ:

  • животные протеины (мясо птицы, свинина, рыба и морепродукты);
  • кормовые основы (соя, кукуруза, шрота, мясокостная мука, ячмень);
  • масла на базе сои.
инфографика

Среди перспективных регионов для  российского агроэкспорта авторы исследования называют Китай, Ближний Восток и Северную Африку, Юго-Восточную Азию, Индию и в меньшей степени – Африку южнее Сахары.

По их оценке, рынок стран СНГ уже близок к насыщению российской продукцией, а Латинская Америка сама является крупнейшим поставщиком агропродукции на мировой рынок. Экспорт же в Северную Америку, Европу и некоторые другие регионы ограничен из-за политических факторов.

Китай — крупнейший покупатель продовольствия в мире, ежегодно импортирующий продукцию АПК более чем на $186 млрд. Из них 31% приходится на импорт кормовых основ, например, сои из Бразилии, США, Аргентины, кукурузы из США. На долю России в общем объеме импорта в КНР пока приходится всего 3%. Как отмечается в докладе,основные кормовые культуры, кроме недорогого ячменя, выращиваются в РФ в объемах, недостаточных для масштабного экспорта.

«Ключевым фактором успеха будет системная и скоординированная работа регулятора и отрасли по всем направлениям. Нам представляется, что все эти задачи можно описать одним выражением: повышение инвестиционной привлекательности АПК. Решение задачи, сформулированной в таких терминах, очевидно, приведет к решению всех остальных: повышению производительности труда и снижению себестоимости, развитию производства и экспорта продукции АПК, повышению зарплат и привлекательности отрасли как работодателя, снижению продовольственной инфляции и выполнению других задач, сейчас представляющихся трудными, а иногда и взаимоисключающими», — заключают авторы.

Читайте также