06 января

Заместить незаместимое

Перспективы развития сегмента спецтехники для уборки свеклы и картофеля

Картофелеводство и свекловодство в числе тех немногих отраслей агросектора РФ, где тенденция к импортозамещению имеет объективные сдерживающие факторы. Подавляющее большинство машин импортируется из Европы, и в «новой реальности» такое положение дел стало тревожным. Журнал поле.рф узнал, как сегодня организованы поставки, насколько сильно выросли цены для аграриев и как обстоят дела с собственным производством.

Непростая ниша

В ассоциации «Росспецмаш» подтверждают, что картофелеводство и свекловодство — это те немногие сегменты, в которых в России недостаточно развито или неразвито производство специализированной техники.

«Продукция российских производителей сельхозтехники охватывает большинство ключевых сегментов. Достигнуть этих результатов удалось в сжатые сроки. Системная господдержка отрасли появилась десять лет назад. Особую роль сыграла программа № 1432, которая позволяет аграриям приобретать сельхозтехнику со скидками. Но за десять лет при открытом внутреннем рынке невозможно полностью заместить весь импорт. Сегодня в России практически нет серийного выпуска сельхозтехники для садоводства, возделывания льна, конопли, виноградарства, для уборки свеклы. Это очень узкие сегменты. Заводы требуют больших инвестиций и гарантированного спроса не только на внутреннем, но и на зарубежных рынках. Например, свеклоуборочные комбайны даже на Западе — это фактически штучное производство, рассчитанное не на локальный, а на мировой рынок. Такая техника очень дорогая. Далеко не каждое хозяйство может себе ее позволить», — сообщили в «Росспецмаше».

Как рассказал поле.рф председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов, импортозамещение в сегментах дорогой овощеводческой техники — например, для уборки сахарной свеклы, — задача максимально непростая. Такие машины сложны технически, их разработка требует огромных ресурсов, а для производства необходимо огромное количество комплектующих. По его мнению, в этих сегментах как раз можно поддержать импорт.

Мелкосерийное производство

Тем не менее попытки организовать в России производство свеклоуборочной техники были, уточнил Алтынов. Около 20 лет тому назад российские инвесторы организовали запуск сборочной линии немецкой компании Franz Kleine в Мордовии. Сегодня завод Franz Kleine существует, но работает, скорее как поставщик техники оригинального производителя, а собственные производственные мощности, как это следует из информации на сайте компании, сельхозмашины целиком не производят. Прокомментировать ситуацию в компании отказались.

Однако есть и успешные примеры импортозамещающего производства специализированной техники. Это завод «КОЛНАГ», работающий в Московской области. По лицензии бельгийской компании AVR здесь выпускают в том числе посадочную, уборочную, почвообрабатывающую и другую технику для выращивания картофеля. Но эксперты считают, что на данный момент мощности производства недостаточно, чтобы закрыть все потребности российского рынка.

По мнению президента «АСХОД» Павла Репникова, «КОЛНАГ» выпускает узкий набор машин, кроме того, у них нет дополнительных опций, позволяющих наиболее правильно подобрать комплектацию машины для получения максимальной производительности и эффективности.

«Только за счет правильно подобранной комплектации можно повысить производительность картофелеуборочного комбайна более чем вдвое, значительно снизив загрязненность вороха, расход топлива и простои при ремонте», — поясняет Репников.

Эксперт считает, что для преодоления этих проблем требуются значительные инвестиции и достаточно долгое субсидирование производства дополнительного оборудования к картофелеводческой технике «в силу его высокой стоимости по сравнению с импортом из-за мелкосерийного производства».

Уборка картофеля

Дефицита импорта почти не наблюдается

Эксперты отрасли отмечают, что несмотря на санкции, многие иностранные компании—производители «нишевой» сельхозтехники не ушли с рынка и продолжают поставлять свою технику в Россию.

«Из основных производителей картофелеводческой и овощеводческой техники (GRIMME, APH Group) с российского рынка никто не ушел. Наибольшую долю продаж имеет GRIMME, в числе плюсов этого производителя — сборочное производство на территории России, более комплектный склад запасных частей, хорошо подобранная линейка продукции, комбайны для уборки овощей Asa-Lift», — прокомментировал Репников.

Павел Своеволин, генеральный директор краснодарской дилерской компании «АГРОТОР ГРУПП», говорит, что дефицита импортной техники у российских свекловодов нет.

«В сегменте свекловодства традиционные игроки в секторе уборочной техники, а это ROPA и HOLMER, никуда не ушли и продолжают поставки комбайнов. Конечно, изменилась стоимость оборудования, и очень существенно. В остальном — а это почвообработка, опрыскиватели, сеялки — проблем нет, так как основные иностранные поставщики, такие бренды как Gaspardo, KUHN, Kverneland, Kokerling, Bednar, Lemken и другие, по-прежнему ведут активную работу на российском рынке. Можно сказать, что дефицита нет вовсе», — подчеркнул Своеволин.

Александр Черняк, бренд-менеджер линейки немецкого производителя картофелеводческой техники GRIMME в ТД «Овоще-Молочный» (Екатеринбург), подтвердил поле.рф, что компания продолжает поставки в Россию.

«Мы общались с менеджерами Grimme, они говорят, что семья Гримме, пока позволяет законодательство Евросоюза, будет поставлять технику в Россию, так как компания — вне политики. Интересно, что датский производитель ASA-LIFT, купленный Grimme, изначально заявил о полном прекращении поставок, но даже с этого завода сейчас все равно в Россию эта техника — капустоуборочные и морковоуборочные комбайны — поставляется без проблем. То же касается свеклоуборочной техники», — сообщил Черняк.

Однако для выращивания картофеля и свеклы необходима не только специализированная техника, но и тракторы, и в этой нише, как отметил Репников, есть определенные проблемы. В частности, не хватает тракторов мощностью от 180 до 220 л.с. с определенным функционалом.

«Здесь требуется наличие трех и более пар гидровыходов, передняя навеска, передний ВОМ (вал отбора мощности. — Прим. ред.), наличие автоматической КПП либо возможность включения пониженной передачи (и наличие большого количества передач в целом), максимально возможная производительность насоса гидросистемы, ну и конечно, надежность. Тракторы такого тягового класса с такими характеристиками в России не производятся, и китайские машины таким функционалом не обладают. Турецкая техника при хорошем функционале не подходит по мощности (до 130 л.с.)», — объяснил Репников.

Картофель

Финансовый аспект

Аграрии говорят, что сейчас наибольшие сложности связаны не с возможностью приобретения европейского агрегата как такового, а с ростом цен на технику из-за девальвации рубля. Это подтверждают и дилеры. Александр Черняксообщил, что доступность техники снизилась из-за финансового аспекта: цена на свеклоуборочную и картофелеуборочную технику, а также технику для других овощных культур, значительно выросла как в евро, так и в рублях.

«Если в 2019 году мы продавали двухрядный картофелеуборочный комбайн за €180 тыс., то сейчас с такой же комплектацией он примерно стоит 250 тыс. В рублях рост также большой по понятным причинам — в 2019 году комбайн стоил от 12 до 15 млн рублей, а в текущем году — порядка 25 млн рублей», — говорит Черняк.

Эксперт Картофельного союза Артем Вартанян соглашается с этим и добавляет, что за последнее время серьезно усложнилась и подорожала логистика, что и внесло свой вклад в рост цен на технику.

«Стоимость доставки с прежних €2,5–3,0 тыс. подскочила в цене до €10–15 тыс. за машину, обычную фуру. Иногда было и больше. Везут то, что под санкциями, в основном запчасти и тракторы, как напрямую (через Польшу и Белоруссию), так и через Турцию и страны средней Азии. Сегодня логистика несколько стабилизировалась в цене и сроках. Доставка в Россию обходится около €6–7 тыс. Сроки — если напрямую, то неделя-полторы. Если через Турцию и среднюю Азию — то 25–30 дней», — поделился информацией Вартанян.

Однако на этом фоне падения продаж картофелеуборочной техники у «Овоще-Молочного» нет: если в 2020–21 годах была просадка из-за пандемии COVID-19, то в этом году компания продала больше техники, чем в 2019-м. Черняк подчеркнул, что логистика уже налажена, техника с заводов в Германии поступает в Россию. По его словам, завод Grimme не бросил дилеров и оказывает консультационную поддержку, но есть сложности с поставками запасных частей.

«К сожалению, вся гидравлика и электрика попали под санкции, официально их в Россию возить запрещено. Остается только параллельный импорт — мы его в целом наладили, проблемы по гидравлике и электрике стали не столь актуальны. Но цена выросла в два-три раза — в логистической цепочке стало больше звеньев, больше желающих заработать», — поясняет Черняк.

Проблема не первой важности

Рассчитывать на радикальное изменение ситуации с импортозамещением сложной техники для картофелеводства и свекловодства, по мнению экспертов «Росспецмаша», в обозримом будущем не стоит.

«Учитывая, что это очень сложные, дорогие производства, которые требуют гарантированного спроса сразу во многих странах, то такие проекты можно реализовывать только при государственной поддержке. Стоит также учитывать, что зарубежные государства всесторонне защищают свои рынки, поэтому попасть на них, в отличие от рынка России, очень сложно. А в современных реалиях — фактически невозможно. Поэтому направлять огромные инвестиции на строительство подобных заводов с расчетом исключительно на внутреннего потребителя, который периодически испытывает большие проблемы с доходностью, многие машиностроители, как российские, так и иностранные, считают нецелесообразным», — сообщили журналу в ассоциации.

По мнению Вартаняна, сейчас у российских картофелеводов есть некоторый «запас прочности» по технике, и пару лет хозяйства вообще могут не приобретать новые машины. Эксперт считает, что сейчас аграрии будут скорее озабочены снижением рентабельности из-за перепроизводства картофеля — в текущем году. По данным Росстата на 25 декабря в сельхозорганизациях урожай картофеля достиг 5,2 млн тонн (+20,1%) Это сказывается на ценах на продукцию.

«Из-за низкой выручки, постоянного роста цен на СЗР, удобрения, ГСМ, запчасти, семена, технику и зарплаты работникам сельхозпредприятия сокращают производственные планы на следующий год. Главная проблема для картофелеводов — это не стоимость и сроки доставки техники и запчастей, а низкая цена на картофель в связи с небывалым перепроизводством. Реализовывать приходится часто даже ниже себестоимости», — рассказал Вартянян.

По информации Картофельного союза, сейчас большинство картофелеводческих хозяйств не строят серьезных планов на развитие. Некоторые инвестируют в картофелехранилища, чтобы иметь возможность ждать роста цен.

«Картофелеводы могли бы уходить в переработку картофеля, например в чипсы или хлопья картофельные. Но на это нужны большие инвестиции и несколько лет на строительство и запуск заводов», — подытожил эксперт.

Читайте также