30 ноября 2023

Киберзавтра на селе наступило уже сегодня

Как ускорить переход АПК в цифровую среду

Источник: поле.рф / РБК

Хотя сельское хозяйство считают весьма консервативным, все чаще можно услышать о роботах и беспилотной технике на полях, интернете вещей. Пусть до вспашки полей на Марсе, как в сериале «Кибердеревня», пока «как до Луны пешком», многое из фантастических романов уже стало реальностью. О пользе «цифры» и барьерах в ее внедрении на «ЮГАГРО-2023» говорили участники дискуссии «Цифровое поле: когда кибердеревня станет реальностью», организованной медиагруппой «РБК — Юг и Северный Кавказ» и поле.рф.

Цифровое настоящее

Ольга Ускова, президент ГК Cognitive Technologies, гендиректор Cognitive Pilot, считает, что цифровое будущее для некоторых сельхозпредприятий уже фактически наступило. Причем незаметно — как любая глобальная технологическая революция. Она привела аналогию со смартфонами, которые менее чем за 10 лет стали привычным атрибутом жизни.

«То же самое происходит сейчас на селе, и революция эта связана с технологиями в области искусственного интеллекта и робототехники», — сказала эксперт и добавила, что роботизация сегодня решает ключевые проблемы на селе, а именно — нехватку кадров.

Как ранее отмечала первый замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, дефицит кадров в АПК составляет 200 тыс. человек. По мнению Усковой, кадровую проблему нужно решать внедрением новейших технологий, которые могут если не полностью заменить человека, то сократить количество требующегося для выполнения операций персонала.

Говоря о том, как ускорить цифровизацию сельского хозяйства, генеральный директор платформы поле.рф Евгений Белов подчеркнул важность конечного результата и эффективность конкретного цифрового продукта.

«Переход в диджитал среду должен исходить не из того, что так удобнее и проще, а потому, что так эффективнее. Это то, на чем строится любой понятный бизнес. Основной принцип — цифровизация должна нести понятный ощутимый эффект для бизнеса», — уверен Белов.

Эксперт рассказал, что платформа поле.рф сегодня внедряет решения, которые буквально «пропитаны болью агробизнеса». Например, авансирование под будущий урожай ипрямые закупки сельхозпродукции — когда фермеры, минуя посредников, могут продать пшеницу и другие культуры экспортерам. По словам Белова, сейчас компания поле.рф выстраивает полноценную экосистему сервисов, сопровождающих работу агрария: от помощи с привлечением кредитных средств, закупки техники, семян, ГСМ, до поддержки с реализацией собранного урожая.

С мнением коллеги согласен и генеральный директор ГК SmartSeeds Антон Кондратов. Он уверен, что, когда аграрий понимает ценность цифрового сервиса, дальнейшее внедрение цифровых инструментов не вызывает вопросов. По мнению Кондратова, мы все уже давно живем в цифровом настоящем, и дальше будет только интереснее.

«Города становятся „умными“, уже есть видеонаблюдение, контроль на дорогах, технологии распознавания лиц. Это то, что нас сегодня окружает. Буквально за 20 лет мы существенно продвинулись вперед. Люди привыкают к тому, что технологии входят в нашу жизнь постепенно», — сказал Кондратов.

От WhatsApp до своей IT-компании

Главу КФХ из Воронежской области Никиту Токмакова можно считать образцом «цифрового фермера». И не только потому, что у него есть свой Telegram-канал. В его хозяйстве тракторы МТЗ и Т-150 соседствуют с почвенными датчиками, так называемым интернетом вещей. А следующей весной он планирует испытать на своих полях настоящий беспилотный трактор, в котором «даже нет кабины».

Глава агрохолдинга «Лазаревское» из Тульской области Кристина Романовская соглашается, что АПК уже живет в цифровом настоящем, и не стоит противопоставлять его другим отраслям промышленности в этом вопросе.

«Очень странно, что мы сельское хозяйство отделяем от других отраслей промышленности, в которых цифровизация — это уже данность. Что это вообще за планета такая — сельское хозяйство, где не нужна цифровизация?» — говорит Романовская.

Она рассказала, что «Лазаревское» начало переход в цифровую среду три года назад с самого простого — внедрив WhatsApp. Сейчас у предприятия есть собственный IT-стартап «Лазаревское Тех», который совместно с университетом Иннополис и Сбером разрабатывает и внедряет технологию неинвазивного взвешивания свиней. По мнению Романовской, цифровизация сегодня необходима всем сельхозпредприятиям, потому что только с помощью нее можно получить контроль всех процессов и обеспечить прозрачность ведения бизнеса.

«Невозможно расти и масштабироваться, не имея точной информации и возможности контролировать все процессы. А это невозможно без цифровизации, потому что цифровизация равно прозрачность. Я как собственник не вижу другого пути для эффективного управления компанией», — пояснила Романовская.

Цифра — это дорого?

Отвечая на вопрос, действительно ли дороговизна цифровых решений препятствует их внедрению, Никита Токмаков говорит, что зачастую они не стоят ничего. Например, можно пользоваться бесплатными приложениями, а почвенные датчики в масштабе затрат на гектар практически неощутимы для бюджета современного сельхозпредприятия.

Агроном из Краснодарского края Ярослав Бабкин в свою очередь рассказал, что пробовал разные бесплатные цифровые сервисы, но в итоге остановился на Cropwise Operations, так как этот продукт позволяет строить полноценные карты-задания для дифференцированного внесения удобрений. По его словам, для того, чтобы полноценно пользоваться этим продуктом, затраты предприятия составляют порядка 150 тыс. рублей в год.

По мнению Кристины Романовской, цифровизация — это не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Особенно если сравнивать с масштабами затрат на покупку сельхозтехники. Она считает, что сложнее найти людей, которые будут готовы работать на селе. И в этом смысле цифровизация — практически единственное решение проблемы.

«Не могу сказать, что цифровизация — это тяжело. Сложнее найти людей. В принципе, мы всегда делаем выбор, на что тратить. На дополнительные руки либо на внедрение продукта, который поможет сэкономить», — говорит Романовская.

Из онлайна — в офлайн

Так почему же, учитывая разнообразие цифровых инструментов для сельскохозяйственной отрасли, ее все еще относят к самым консервативным? По мнению самих аграриев, риски в растениеводстве достаточно большие, а цена ошибки настолько высока, что может грозить даже закрытием предприятия. Именно поэтому внедрение новых технологий в сельском хозяйстве достаточно непростое.

«Я понимаю, что сельское хозяйство — консервативная отрасль, нам действительно очень тяжело сделать выбор. Страх является главным барьером для внедрения цифровых технологий в АПК. И здесь важно компаниям, занимающимся разработкой новых решений, научиться взаимодействовать с сельхозпроизводителями. И самое главное — делить ответственность за результат», — уверена Кристина Романовская.

Генеральный директор поле.рф Евгений Белов согласен с тем, что разработчики цифровых продуктов должны брать на себя долю ответственности за внедрение тех или иных инструментов. По его словам, для компании-разработчика большую ценность представляет обратная связь по доработкам, которая позволяет улучшать продукт и делать его более адресным, решающим конкретные проблемы агрария.

С этим соглашается Кристина Романовская и добавляет: «IT-компаниям нужно быть ближе к земле и понимать страхи и боли аграриев». Генеральный директор ГК SmartSeeds Антон Кондратов тоже поддерживает тактику выхода в офлайн.

«Нам нужно доносить преимущество цифрового продукта через физическое общение. Приходить на землю и рассказывать, как действуют цифровые технологии. Из онлайна — в офлайн», — говорит Кондратов.

«Цифра» в массы

Чтобы «дать дорогу» внедрению цифровых технологий в хозяйство, в этом должен быть заинтересован именно руководитель предприятия, считает завкафедрой эксплуатации и технического сервиса Кубанского государственного аграрного университета, доктор технических наук Евгений Труфляк. Но что делать, если не в каждом хозяйстве есть «сильная личность»? В таком случае государство могло бы более активно включаться в решение вопросов цифровизации села.

«Немаловажной составляющей является взгляд государства на малые фермерские хозяйства. Не на крупные агрохолдинги, где внедряются цифровые сервисы, а на малые формы. Мы проанализировали 35 субъектов РФ, из них только в 4–5 субсидируются данные технологии: в республике Башкортостан, Иркутской, Самарской, Тюменской, Тверской областях. И по статистике эти регионы лидируют по цифровизации», — сказал эксперт.

Как прокомментировал поле.рф Труфляк, рейтинг регионов по точному земледелию составляется совместно с Национальным движением сберегающего земледелия, планируется, что он охватит все субъекты РФ.

Кристина Романовская соглашается, что государство могло бы выступить в роли инициатора более активного внедрения цифровизации в сельском хозяйстве.

«Со стороны собственников и фермеров — нужно захотеть. Стимулировать это могут государственные меры, например лишение субсидий компаний, которые не внедряют цифровизацию. Те, кто еще не понимает важности таких инструментов, смогут понять таким способом», — уверена Романовская.

Сергей Пискунов, сооснователь СПСК «Сырные истории» (Краснодарский край), сообщил, что его роботизированная ферма как раз является «образцом взаимодействия государства и бизнеса», так как создавалась с использованием средств господдержки.

«На мой взгляд, без государственной поддержки, без активного вмешательства региональных минсельхозов, активная цифровизация будет невозможна. Если будут включаться власти, применяться субсидии, гранты. Если будут возмещаться затраты, то люди на это пойдут», — поделился мнением Пискунов.

Руководитель Ассоциации цифрового развития Краснодарского края Сергей Грабский в свою очередь считает, что для ускорения цифровизации села нужно тиражировать эффективные практики.

«Глядя на соседей, глядя на такой же бизнес, люди начнут заниматься цифровизацией. Нужно повышать свой уровень как заказчика и смотреть у соседей, какую экономию дает „цифра“», — отметил он.

Руководитель университета Иннополис в ЮФО Игорь Мошкин подчеркивает, что уже сейчас мы наблюдаем массовую цифровизацию в отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве, так как новые технологии ведут к экономии.

«В условиях, когда невозможно повлиять на цену сельхозпродукции, можно снизить ее себестоимость с помощью цифровых инструментов», — считает Мошкин.

С его мнением соглашается Никита Токмаков, добавляя, что цифровизация — это один из путей оптимизации расходов и способ решения кадровой проблемы. Поэтому ее будущее, по сути, уже предопределено, а дальнейшие темпы проникновения «цифры» на село будут зависеть от желания самих аграриев, готовности к внедрению новых решений.

Читайте также