25 июля 2023

Татьяна Антипова: «Лизинг эволюционирует в сервисной составляющей»

Заместитель гендиректора «Росагролизинга» об экономии для аграриев

Источник: Пресс-служба АО «Росагролизинг»

Рынок сельхозтехники переживает турбулентные времена: за 2023 год его падение может составить 25–30%. На фоне низких цен на зерно подход к обновлению техпарка сдержанный. Но есть инструмент, с помощью которого можно приобрести технику сейчас, а расплатиться потом, средствами от продажи урожая, — это лизинг. Как развивается этот механизм поддержки и готовы ли аграрии  покупать технику через мобильные приложения, в интервью поле.рф рассказала замгендиректора «Росагролизинга» Татьяна Антипова.

— Татьяна Владимировна, в прошлом году «Росагролизинг» поставил около 16% всей техники, приобретенной российскими аграриями, в этом году темпы отгрузок уже превышают прошлогодние на 38%. Почему растет популярность лизинга как финансового инструмента для обновления парка техники?

— Действительно, если посмотреть на промежуточные итоги работы компании, реализация техники в лизинг идет ускоренными темпами. «Росагролизинг» уже поставил российским аграриям почти 10 тыс. единиц техники, это существенно больше, чем годом ранее. Несмотря на то что рынок сельхозтехники испытывает турбулентность, мы наблюдаем рост востребованности лизинга как финансового инструмента обновления техпарка. В целом, это общемировая тенденция: в развитых странах доля лизинга в инвестициях составляет от 30% до 50%, в развивающихся — 5–10%. В России около 30% техники приобретается через лизинг, более половины из них приходится на «Росагролизинг».

Почему же растет популярность этого инструмента? Когда мы говорим о лизинге, мы подразумеваем длинное и доступное финансирование, а в случае с льготным лизингом — это еще и существенная экономия средств для аграриев. То есть у сельхозпредприятий есть возможность не только приобрести средства производства, но и при этом сэкономленные деньги направить на покупку семян, удобрений, зарплаты сезонным работникам и так далее. Если говорить в цифрах, то за последние несколько лет льготные программы с инструментами государственной поддержки позволили нашим аграриям сэкономить 12,7 млрд рублей, в пересчете на каждого клиента — в среднем 3 млн. Это колоссальные деньги.

— Помимо льготного лизинга, вы регулярно запускаете собственные акции, например, лизинг с 0% авансом…

— Да, в этом году мы успешно реализовали несколько акций, которые позволили нашим аграриям не останавливать инвестиционную активность в сложных условиях, а продолжать решать задачи, связанные с технической и технологической модернизацией производства. В начале этого года мы запустили программу «Раннее бронирование», по которой сельхозпредприятия могли купить технику по ценам прошлого года, а весной провели акцию «Агросезон без платежей» — по ее условиям аграрии получают технику с 0% аванса и отсрочкой платежей до сентября 2024 года. В начале июля мы запустили третью акцию, таргетированную на тракторы российского и белорусского производства, которая предусматривает упрощенный пакет документов, существенно сниженные цены на тракторы (от 10% до 25%) и отсрочку по платежам до 1 октября следующего года.

— С 2019 года вы развиваете собственный маркетплейс. Насколько трудным было решение «уйти в онлайн»? Ведь отрасль сельского хозяйства достаточно инертна, и аграрии зачастую скептически воспринимают современные технологии.

­— Да, в 2019 году мы были одними из первых, кто решился на подобный шаг, а через два года на выставке «Золотая осень» еще и представили собственное мобильное приложение. Тогда мы слышали разные мнения на этот счет, нам говорили: «Аграрии пользуются кнопочными телефонами, они не готовы покупать технику через приложение». Однако, прежде чем войти в сегмент приложений для АПК, мы провели исследование и выяснили, что в мобильном трафике нашего маркетплейса примерно ¼ пользователей использует смартфоны. Тогда стало понятно, что ментально российские аграрии уже готовы к уходу в цифровой канал взаимодействия. К тому же в нашем случае это более чем оправданно: «Росагролизинг» работает со всеми регионами Российской Федерации, но офис находится только в Москве. Поэтому запуск маркетплейса был нужен и нам, и нашим клиентам.

— Сколько сейчас у вас активных пользователей?

— У маркетплейса «Росагролизинга» порядка 100 тыс. посетителей в месяц, а у приложения — 5 тыс. пользователей. Мы шестое зарегистрированное мобильное приложение на рынке лизинга и единственное в сфере агролизинга. Могу сказать с уверенностью, что на фоне увеличения цифровизации и роботизации сельского хозяйства его востребованность будет только увеличиваться. Поколение аграриев молодеет, задачи, связанные с привлечением молодых кадров на село, дают свои плоды, и сегодня средний возраст специалистов в АПК уже составляет 40–45 лет. Им, безусловно, нужны современные каналы коммуникации, поэтому лизинг эволюционирует в сервисной составляющей, он становится более удобным, лизинговые компании развиваются в скорости оказания услуг.

— Как изменился ваш продуктовый портфель после ухода с рынка западных поставщиков?

— Здесь стоит в первую очередь сказать о том, что доля иностранных брендов, ушедших с рынка, в общем продуктовом портфеле «Росагролизинга» еще до событий 2022 года не превышала 1%. Почему так? «Росагролизинг» — это инструмент поддержки отрасли, а какой сегмент наиболее в ней нуждается? Это малые и средние предприятия, которым нужны льготные инструменты финансирования, чтобы обновлять парк техники. Наш целевой клиент — это небольшие фермерские хозяйства, они и раньше отдавали предпочтение понятной, надежной и доступной российской технике. Крупный агробизнес действительно интересовался энергонасыщенными зарубежными машинами, поскольку зачастую агрохолдинги формируют монобрендовый парк техники. Учитывая, что мы — для «малышей», портфель «Росагролизинга» в основном сформирован российской или белорусской сельхозтехникой. Поэтому риски, связанные с уходом с рынка иностранных компаний, нас не коснулись.

— Тем не менее на маркетплейсе «Росагролизинга» появилась техника из Китая и других дружественных стран.

— Это действительно так, сейчас мы выстраиваем партнерские взаимоотношения с компаниями из Китая, Индии, Ирана и других государств. Ведь есть техника, которая не производится в России, это узкоспециализированные сегменты — например, свеклоуборочные комбайны, техника для виноградарства, садоводства и другая. Но при этом такая техника нужна нашим аграриям в технологическом процессе производства, поэтому мы развиваем партнерские отношения с поставщиками из дружественных стран, чтобы освободившиеся вследствие ухода западных поставщиков ниши не оставались не заполненными.

— По некоторым оценкам, падение продаж сельхозтехники по итогам года может составить 25–30%. Аграрии сокращают инвестиции из-за низких цен на зерно. Какие меры поддержки отрасли, на ваш взгляд, помогут переломить складывающийся тренд?

— Чем больше и разнообразнее меры поддержки, тем проще работать нашим аграриям, чем дешевле техника для конечного потребителя — тем лучше. Причем сегодня в России есть инструменты поддержки и спроса, и предложения. Например, льготный лизинг и льготное кредитование, программа № 1432, которая в этом году, может быть, получила не самый внушительный бюджет, но тем не менее остается достаточно эффективным инструментом. Кроме того, недавно Минсельхоз и Минпромторг сформировали план приобретения отечественных и белорусских тракторов, зафиксировав цены на технику и дополнительно согласовав скидку 20%. Мы тоже участвуем в реализации этого плана.

Говоря о падении рынка сельхозтехники, нужно в первую очередь понимать: сегодняшняя ситуация конечная, и так или иначе она формирует отложенный спрос. Парк техники российских хозяйств требуется насыщать и обновлять. А инструментов для этого достаточно, потенциалом обладают и региональные программы поддержки.

Например, в рамках Петербургского экономического форума «Росагролизинг» заключил соглашение с Московской областью, согласно которому будет пересмотрен коэффициент субсидирования приобретения техники, в том числе в лизинг.

— В этом году вы ставите перед собой амбициозные задачи по превышению показателей прошлого сезона?

— Мы находимся в состоянии непрерывного роста, и это своего рода «клетка», из которой очень сложно выйти — повышенные ожидания от растущей компании. Несмотря на то что происходит в отрасли, от нас ждут дальнейшего роста. В прошлом году мы поставили более 12 тыс. единиц техники, в этом году в наших планах значится цифра 13 тыс. единиц. «Росагролизинг» прикладывает максимум усилий, чтобы выполнить поставленные перед компанией задачи по обеспечению аграриев средствами производства.

— А в каких направлениях вы видите перспективы лизинга? Может быть, есть еще ниши, где лизинг слабо развит?

— Есть несколько таких направлений. Первое — лизинг станков и оборудования — прошедший год показал, насколько это актуальное направление. Второе, что хотелось бы отметить, — это запрос аграрной отрасли на еще большую экономичность и экологичность. Сейчас «Росагролизинг» совместно с Минсельхозом прорабатывает пилотную программу поддержки приобретения техники на газомоторном топливе. В этом году в ней примут участие 4 региона (Башкирия, Краснодарский край, Татарстан, Омская область), пока в программу включена только автомобильная техника, но в будущем планируется расширить ее и на сельхозтехнику. Таким образом, мы решаем сразу две задачи — оптимизация затрат на топливо и сокращение вредных выбросов. Если проект покажет востребованность, будем масштабировать его на другие регионы.

Говоря об экологичности, нельзя не упомянуть развитие сегмента электротехники. Также нам интересна тема беспилотной техники, но пока в этом направлении есть свои сложности. В целом мы очень пристально наблюдаем за всем, что так или иначе касается агропромышленного комплекса и стараемся оперативно реагировать, а иногда и предвосхищать запрос. Лизинг — это очень гибкий инструмент, а отрасль, в которой мы работаем, требует повышенной чувствительности, так как она сопряжена с рисками. Здесь нужно очень быстро адаптироваться к меняющимся условиями, и я считаю, что у нас неплохо получается, об этом свидетельствуют показатели работы компании.

Беседу вела Людмила Усольцева

  • Интервью
  • Экономика АПК

Читайте также