09 апреля
Зарплатные ожидания: зачем нужен анализ рынка заработных плат и почему в сельском хозяйстве его почти никто не делает?
Как сделать анализ самостоятельно
Источник: Поле.РФ
Кадровый голод — извечная проблема в сельском хозяйстве. Несмотря на рост зарплат в 2024 году, отрасль все равно проигрывает другим сферами по уровню оплаты труда. Зачем нужно регулярно анализировать зарплатные ожидания кандидатов и следить за рынком, в авторской колонке рассказывает генеральный директор консалтинговой компании HRDigitalAgro Наталья Зиборова.
Что показывает аналитика зарплат?
Аналитика показывает медианные значения заработных плат, бонусов и иных бенефитов. Реже — вилки заработных плат (проще для применения и понимания на всех уровнях). Тут стоит помнить, что медианные значения всегда ниже средних. Чтобы показать наиболее полную картину и разрыв между предложением на рынке труда и ожиданиями, мы в своей аналитике использовали две категории:
- уровни оплаты труда в компаниях,
- запросы кандидатов.
Почему нельзя игнорировать запросы кандидатов? Во-первых, с 2023 года рынок труда — уже не рынок работодателя, а рынок кандидата (кадровый голод). Во-вторых, уровень средней заработной платы в сельском хозяйстве более чем на 40% ниже, чем в других отраслях.
Итак, что показывает анализ заработных плат? Конечно, тенденции развития рынка. Если делать анализ регулярно, можно вполне корректно спрогнозировать рост и заложить этот показатель в фонд оплаты труда (ФОТ) на следующий год. Также анализ позволяет следить за ситуацией в сравнении с другими отраслями. Мы же помним, что сельское хозяйство — одна из самых непривлекательных отраслей, и нам приходится конкурировать с другими рынками за персонал. Зачем работать агрономом, если можно устроиться курьером, зачем быть разнорабочим, если можно работать кладовщиком?
Зачем нужна аналитика зарплат в сельском хозяйстве?
Аналитика показывает три больших блока:
Уровень текучести персонала. Удержание персонала — основная стратегическая цель.
- Помогает спрогнозировать ФОТ. Нет никакой необходимости поднимать оклад в два раза, но поэтапное «подтягивание» к рынку, например, путем индексации ежегодной зарплаты на 10-15% позволит сохранить лояльный персонал.
- Бонусы, соцпакеты позволят сократить отток в компании. Зачастую то, что мы считаем расширенным пакетом у себя, на рынке оказывается минимальным набором условий.
- Поможет сохранить высокоэффективных сотрудников при попытке хантинга.
Найм персонала:
- Поможет скорректировать профиль. Если мы понимаем, что наш профиль и возможность оплаты не совпадают, мы можем двигаться по двум сценариям. Первый — снижаем требования. Второй — поднимаем зарплату, бонусы и дополнительные условия. И помним, что с 2023 года третьего варианта «продолжаем искать, как есть», не существует.
- Анализ рынка — лучший инструмент коммуникации HR с руководителем/собственником, так как цифры есть цифры. В других отраслях анализ всегда заказывают на стороне, потому что HR-отдел может быть заинтересован в определенном результате, а для прогнозирования тенденций как минимум требуется профильное образование.
Бренд работодателя. «Ругательное» словосочетание, ведь агроотрасль крайне мало уделяет этому внимания.
- Своевременная аналитика и планирование — метод снижения текучести персонала. Чем ниже текучесть, тем выше «цена» бренда. Так мы показываем, что то, что мы транслируем вовне, соотносится с реальным положением дел.
- Понимание уровня оплаты и бонусов «соседей» — это один из инструментов, влияющих на бренд. Можно сколько угодно вести соцсети, но какой в этом смысл, если вы непривлекательны для рынка? А дополнительная мотивация — один из главных инструментов бренда.
- Слава. Какой она будет, зависит от маркетинга, внутренних и внешних коммуникаций, HR и «головы». Лучшая реклама компании — сарафанное радио! Так было и будет всегда. У нас есть примеры компаний, которые уже готовы на все, лишь бы вернуть свою репутацию. И именно анализ рынка зарплат позволяет нам влиять на обратную связь от сотрудников и eNPS (Employee Net Promoter Score, метрика, позволяющая оценить уровень лояльности сотрудников компании).
Как провести анализ рынка заработных плат самостоятельно?
- Сформировать список должностей.
- Сформировать список компаний на каждую должность (минимум 5, оптимально 10-12), где есть такие же должности и кого вы считаете конкурентами. Придумать легенду, чтобы пройти собеседование.
- Найти минимум 50, оптимально 100-150 кандидатов на каждую должность, резюме которых вы бы рассматривали в свою компанию. Откуда такие цифры? Конверсия в тех, кто готов будет с вами поговорить, составляет примерно 10%.
- Провести созвоны и переговоры. Среднее время, которое будет затрачено, — около 120 часов.
- Все данные занести в таблицу.
- Через сводные таблицы посмотреть аналитику с разных сторон, найти закономерности и сделать выводы.
Если вам кажется, что самостоятельно сделать анализ зарплат для вашей компании будет проблематично, можно пойти по более простому пути: обратиться к сторонним аналитикам и предоставить им полный список разрезов, в которых вы хотите изучить рынок. Мы в HRDigitalAgro регулярно занимаемся такими задачами.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарабатывайте вместе с ПолеФинанс
