17 июня

Умное поле начинается с умного руля

Мифы и правда об автопилотах для сельхозтехники

Источник: «АГРОштурман»

Сельское хозяйство сегодня не может полагаться только на человека. Поэтому автопилоты для сельхозтехники — уже не просто удобные помощники, а стратегические инструменты эффективного агробизнеса. Они позволяют не искать компромисс между «дешево» и «точно», между скоростью и качеством. Сколько денег поможет сэкономить автопилот и какие сигналы коррекции доступны после ухода западных компаний, рассказывает Александр Сорокин, агротехнолог, эксперт по точному земледелию ГК «АГРОштурман».

Александр Сорокин, агротехнолог, эксперт по точному земледелию ГК «АГРОштурман»
Александр Сорокин, агротехнолог, эксперт по точному земледелию ГК «АГРОштурман»

Когнитивный щит для механизатора

Даже самый опытный водитель не может управлять трактором с идеальной точностью на протяжении всей смены. Работа механизатора — это постоянное напряжение и регулярная борьба с усталостью. Исследования, проведенные НИИ медицины труда академика Н. Ф. Измерова в 2023 году, показывают, что уже через четыре часа монотонной работы тракторист сталкивается с:

  • сенсорным утомлением: концентрация внимания снижается на 27-35%;
  • кумулятивной усталостью глаз из-за постоянного визуального контроля за бороздой;
  • мышечной статической нагрузкой — напряжение в плечевом поясе достигает 85% от максимальной нагрузки.

Автопилот выполняет функции нейрокогнитивного ассистента, беря на себя:

  • стереотипные двигательные операции;
  • постоянный визуальный контроль маркерных линий;
  • прогнозирование траектории с сантиметровой точностью до 2 см.

При нагрузке 250 рабочих дней в год автопилот снижает частоту проявлений синдрома хронической усталости на 92 эпизода и исключает до 17 потенциально аварийных ситуаций за сезон. Эти показатели демонстрируют, что современные технологии автоматизации создают эффективный нейроэргономичный интерфейс взаимодействия человека с машиной, выполняя двойную функцию: не только повышая производительность, но и существенно увеличивая профессиональное долголетие механизаторов за счет снижения физической и психоэмоциональной нагрузки.

Автопилот стал верным помощником механизатора. Источник фото: «АГРОштурман»
Автопилот стал верным помощником механизатора. Источник фото: «АГРОштурман»

Непозволительная роскошь?

Бытует мнение, что автопилот — это дорого. Но на самом деле это не трата, а инвестиция. Автопилот помогает сэкономить довольно много денег. Судите сами: трактористы часто делают перекрытия, лишние прогоны техники, сжигая больше топлива, расходуя лишние семена и удобрения. С автопилотом агрегаты идут по прямым линиям, экономя расходуемые в поле материалы. Кроме того, неровные стыковые рядки мешают растениям расти равномерно. Автопилот создает идеальные условия для каждого растения, что может значительно увеличить урожай, а значит и доход предприятия.

Еще один момент — резкие повороты вредят технике. Автопилот делает работу более плавной, что продлевает срок службы трактора и орудий. Меньше ремонтов — меньше затрат.

В целом наши расчеты показывают, что автопилот окупается за один сезон даже на небольших площадях. Так, на 500 гектаров автопилот может сэкономить от 1,2 млн рублей.

Бесплатно или платно: какую точность выбрать?

Последние несколько лет фермеры сталкиваются с проблемами в использовании спутниковых систем для точного земледелия. Популярные зарубежные сервисы сигналов коррекции стали недоступны: некоторые полностью заблокировали доступ для российских пользователей, другие формально доступны, но оплатить их почти невозможно. Это особенно критично для предприятий, где используется техника западных производителей.

Источник фото: «АГРОштурман»
Источник фото: «АГРОштурман»

Приведу примеры доступных сегодня технологий:

  • Бесплатный сервис PPP (Precise Point Positioning) использует поправки от спутников Galileo HAS и Beidou B2b. Точность составляет 10–15 см от ряда к ряду, что идеально для подготовки почвы, опрыскивания и посева зерновых культур.
  • RTK (Real Time Kinematic) требует подключения к сети или одиночной базовой станции. Точность 1-3 см подходит практически для любых агроопераций.
  • Новый сервис Fast PPP-AR (Ambiguity Resolution) обеспечивает высокоточное позиционирование по горизонтали — 1,5 см, по вертикали — 3 см, поправки передаются через шесть геостационарных спутников, что гарантирует видимость минимум двух спутников на всей планете. Подходит для площадей с ограничениями по установке базовых станций и подключением к сетям GSM.

Электрика или гидравлика?

Тип исполнительного механизма автопилота существенно влияет на точность и адаптивность систем.

Электрический мотор для рулевой колонки — экономичный вариант, который устанавливается за 2-3 часа и не требует вмешательства в гидросистему тягла. Однако такой механизм может иметь задержку реакции и сниженную точность захода автопилота на линию. Точность вождения зависит от состояния рулевой колонки, поэтому китайские электрические автопилоты часто оснащаются датчиками угла поворота, что компенсирует возможные недостатки.

Гидравлический распределитель, подключенный напрямую к рулевому контуру трактора, обеспечивает максимальную точность. Тандем распределителя и датчика угла поворота позволяет трактору захватывать линию на высоких скоростях и под углом 90° к ней. Хотя гидравлика стоит дороже и требует профессиональной установки и настройки, она гарантирует высокую точность управления.

Иногда автопилоты не могут обеспечить точность непосредственно на орудии. В этих случаях используют системы Implement Steering — это технология управляемого смещения сельскохозяйственного орудия с двойным позиционированием. Трактор движется с помощью автопилота, а на орудии также установлен спутниковый приемники и механизмы, которые могут сдвигать орудие или его части. Если орудие отклоняется, система сразу же корректирует ее положение. Точность и скорость движения агрегата очень высокие. Окупаются такие решения на специальных культурах, полях со сложным рельефом и широкозахватных машинах. 

Невидимая угроза

Радиоэлектронная борьба (РЭБ) в некоторых регионах России — серьезная проблема. Глушение сигнала GNSS, подмена координат приводят к отключению автопилота и/или «скачкам» трактора на карте на десятки километров. Сегодня на рынке можно встретить автопилоты для сельхозтехники с маркировкой «устойчивые к РЭБ». Однако это не более чем маркетинговый ход, а не реальная защита. Обещания таких продавцов — чаще всего обман.

Автопилоты, даже самые продвинутые, полагаются на спутниковую навигацию. Никакие ухищрения не помогут им продолжать работу без GPS. Чтобы автопилот действительно был устойчив к РЭБ, он должен быть оснащен специальными антеннами, альтернативными каналами связи и т.п. Недобросовестные продавцы заявляют, что их автопилоты имеют защищенный режим работы. Но на самом деле 99% сельскохозяйственных автопилотов используют стандартные GNSS-приемники, которые не защищены от помех. Даже если добавить мощную фильтрацию, это не спасет от подавления.

Некоторые продавцы заявляют, что их система прошла испытания в полевых условиях. Но такие испытания обычно означают работу в зоне РЭБ, но без реального РЭБ-воздействия (отключили, переехали). Удача!  Настоящая проверка — это работа под действующей станцией РЭБ, но такие тесты никто не проводит. Пока же фермера остается мириться с рисками потерь урожая из-за сбоев автопилотов, испытывать кустарные средства и неработающие «лайфхаки» из Интернета.

Приобрести навигационное оборудование в рассрочку до 12 месяцев можно на платформе Поле.РФ. В каталоге представлены электрические автопилоты, системы параллельного вождения и агронавигаторы.

Заем с выплатой в конце срока

Получите деньги в течение 5 рабочих дней без лишних документов

Читайте также

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так