Сегодня, 11:00

РЖД предлагает ввести расширенную систему субсидий для экспортных перевозок по МТК Север — Юг

Это нужно для наращивания грузопотока

Российские железные дороги (РЖД) предлагают ввести субсидирование экспортных перевозок по международному транспортному коридору (МТК) Север — Юг для стимулирования несырьевого экспорта и ускорение развития коридора.

Предложения включают дифференцированные ставки субсидий для различных категорий грузов.  

Как говорится в письме РЖД, поступившем в Минтранс и направленном в Минсельхоз РФ, в июле 2025 года стоимость перевозки по морю года составляет $4054, в то время как по западной ветви МТК Север — Юг — $5985 USD, а по восточной — $4351. 

«Для создания работающего механизма по субсидированию МТК Север — Юг предлагается внесение изменений в Транспортную субсидию как в части распространения субсидии на все несырьевые промышленные грузы, так и установление более высокого процента субсидирования для МТК Север — Юг относительно других маршрутов», — отмечают в РЖД.

В частности, предлагается ввести компенсацию 90% затрат для продукции машиностроения, 60% — по поставкам продукции лесопромышленного комплекса, 30% — по поставкам иных несырьевых промышленных грузов. Субсидия на контейнерные перевозки по маршруту Москва — Нава Шева (Индия) составит около $300 долларов, что покроет разницу между железнодорожными и морскими тарифами. 

По оценке экспертов РЖД, необходимая сумма субсидирования для перевозок по восточному маршруту (Казахстан, Туркменистан, Иран) в 2027 году составит 38 млн рублей, в 2027 году — 46 млн рублей. Точка безубыточности при условии субсидирования будет достигнута к январю 2027 года при организации 4 кругорейсов, что сократит сроки доставки и увеличит маржинальный доход «РЖД Логистики» с 50 до 750 долларов за контейнер.

«Таким образом, маржинальный убыток за груженые контейнера в экспорте покрывается за счет маржинального дохода от груженых контейнеров в импорте», — добавили авторы инициативы.

На западном маршруте через Азербайджан себестоимость перевозки 40-футового контейнера на экспорт по аналогичным точкам отправления и назначения выше восточного маршрута составляет $5985, что связано с более высокими затратами на возврат порожнего состава с Астары. Для субсидирования экспорта по западному маршруту (через Азербайджан) потребуется 288 млн рублей в 2026 году и 297 млн рублей в 2027 году для обеспечения ежемесячных отправок четырех контейнерных поездов. 

«По итогам шести месяцев 2025 года общий объем перевозок по западному маршруту через ЖДПП (железнодорожный пункт пропуска — прим. ред.) Азербайджан — Иран составил 4506 ДФЭ. С учетом выделения субсидии в 2026 году общий объем перевозок по западному маршруту через способен увеличиться на 30%», — заключили в РЖД.

Минсельхоз РФ направил предложения РЖД на рассмотрение в адрес 17 отраслевых союзов.

Международный транспортный коридор (МТК) Север — Юг —крупный мультимодальный маршрут, соединяющий Россию, страны Каспийского региона, Ближнего Востока и Южной Азии, включая Индию. Проект создан как альтернатива традиционным морским путям через Суэцкий канал, сокращая расстояние и время доставки грузов. Протяженность составляет 7,2 тыс. километров от Санкт-Петербурга (Россия) до Мумбаи (Индия)

Ранее сообщалось, что погрузка зерна на сети РЖД сократилась на 35,6% за январь — июль 2025 года

Читайте также

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так