15 апреля

Что происходит с техникой John Deere в России

Почему аграрии не хотят отказываться от американских машин

Источник: Поле.РФ

Американская корпорация John Deere, крупнейший в мире производитель сельхозтехники, одной из первых ушла с российского рынка в 2022 году, оставив преданных поклонников один на один с проблемами техобслуживания. Спустя три года перспективы возвращения обозначились на горизонте, но пока никаких конкретных шагов предпринято не было. Журнал Поле.РФ узнал, как обстоят дела с поставками запчастей и почему аграрии не планируют менять зеленые тракторы и комбайны на красные и синие.

УходJohnDeere из России

John Deere приостановила поставки своей продукции в Россию и Белоруссию в конце февраля 2022 года. В России у компании был завод в Оренбурге, на котором выпускалось девять моделей посевной и почвообрабатывающей техники, а также была организована узловая сборка отдельных моделей тракторов и комбайнов. В июле 2024 году площадку приобрела группа KOBLiK. Компания направит на ее развитие 4,5 млрд рублей инвестиций.

Трудности с продажами

Падение продаж сельхозтехники в 2024 году стало общемировой тенденцией. Не обошло это стороной и американского машиностроительного гиганта. Как следует из отчета John Deere за финансовый год (с 1 октября 2023 по 30 сентября 2024 года), чистая прибыль компании снизилась на 30% — до $7,1 млрд, а продажи сократились на 28% — до $11,1 млрд. Больше всего упали продажи крупных сельхозмашин — на 38%. Причем снижение показателей прогнозируется и на 2025 год: чистая прибыль может упасть еще на 23-29%, до $5 млрд.

А остались бы в России — всем было бы лучше. Источник: Поле.РФ
А остались бы в России — всем было бы лучше. Источник: Поле.РФ

Трудности с продажами привели к тому, что John Deere пришлось пойти на сокращение персонала. С 30 августа 2024 года компания уволила около 310 сотрудников на двух заводах в штате Айова и 280 — на заводе в штате Иллинойс. А в феврале 2024 работникам завода в Германии предложили «добровольное увольнение»: тем, кто покинет завод на срок от двух до четырех лет, гарантировано выходное пособие, а также трудоустройство после перерыва. Несколько сотрудников приняли такое предложение.

Перспективы возвращения

О том, что западные бренды сельхозтехники могут вернуться в Россию, стали говорить в феврале 2025 года. В марте глава государства Владимир Путин поручил правительству разработать правила возвращения зарубежных компаний «с обязательными гарантиями добросовестного и ответственного ведения дел в нашей стране»

По словам председателя правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александра Алтынова, российский рынок стратегически интересен западным компаниям. Тем не менее процесс возвращения крупных корпораций, как John Deere, будет намного сложнее, чем для небольших семейных компаний. 

В опросе, проведенном отраслевым телеграм-каналом «ПроТрактор», большинство респондентов высказали мнение, что John Deere может вернуться, но только с продажами — собственное производство в РФ американский гигант организовывать уже не будет. При этом стоит учесть, что покупательная способность российских аграриев снизилась, а импортная техника подорожала. В частности, по данным Минсельхоза РФ, зерноуборочный комбайн John Deere S770 мощностью 431 л. с. с 2021 по 2024 год вырос в цене в 2,8 раза — с 26,3 до 72,2 млн рублей

инфографика

Нет смысла менять то, что работает

Несмотря на удорожание американских машин и сложности с обслуживанием, аграрии не планируют отказываться от них и переходить на российские аналоги.

Фермер из Воронежской области Игорь Рожнов
Фермер из Воронежской области Игорь Рожнов
«Нет смысла менять то, что работает. Российская импортозамещенная техника у многих не вызывает доверия, потому что, когда массово ушли иностранные производители комплектующих, отечественные компании начали менять их на непроверенных поставщиков. Поэтому мы готовы платить за дорогие запчасти, где-то ждать, нести эти риски, но переходить на отечественную технику не собираемся», — сказал в беседе с журналом Поле.РФ фермер из Воронежской области, автор канала «Обычный фермер» Игорь Рожнов.

Он признает, что тем хозяйствам, которые традиционно работали на российской технике, сейчас проще, чем адептам импортной. Ведь, например, к зерноуборочному комбайну идет целый комплект жаток, которые достаточно дорогие, а импортные адаптеры не всегда можно приспособить на российскую машину.

«Некоторые сеялки требуют очень производительной гидравлики, поэтому не всегда отечественная техника может заменить иностранную. Мы пока пережидаем «смутные времена», потому что поменять технику на отечественную очень сложно. Во-первых, нужно куда-то продать старую, а это не так просто, потому что денег сейчас нет у аграриев. Во-вторых, надо где-то взять деньги на новую, а ставки по кредитам и лизингам сейчас высокие», — говорит фермер.

С ним соглашается председатель АСХОД Александр Алтынов.

Председатель АСХОД Александр Алтынов
Председатель АСХОД Александр Алтынов
«Желание использовать технику John Deere вполне понятно — хорошие, долговечные, современные машины. Старение всегда сопряжено с ростом затрат на содержание и, конечно, в какой-то момент это станет экономически нецелесообразно, но большая часть парка еще послужит аграриям», — уверен эксперт.
Американская техника — на страже полей Воронежской области в хозяйстве фермера Рожнова. Источник: Поле.РФ
Американская техника — на страже полей Воронежской области в хозяйстве фермера Рожнова. Источник: Поле.РФ

Главный вопрос – техобслуживание 

При этом Рожнов признается, что ситуация с обслуживанием техники John Deere в России достаточно сложная, так как у некогда официальных дилеров этой компании запасных частей на складах мало. Многие позиции приходится ждать довольно долго — сроки поставки достигают 120 дней. Однако в последнее время, по его словам, появилось много неофициальных магазинов, где запчасти привозят быстрее по параллельному импорту, но стоимость их выросла в разы.

«Техника стала вообще нереально дорогая, и я думаю, ее покупают уже единицы. Я думаю, если компания John Deere вернется в Россию, вряд ли массово начнут покупать эти машины, потому из-за увеличения утильсльбора они сильно подорожали, но вот с обслуживанием имеющихся тракторов и комбайнов станет проще», — делится мнением Рожнов.
Поля нужно обрабатывать, а технику — обслуживать. С этим сегодня сложно. Источник: Поле.РФ
Поля нужно обрабатывать, а технику — обслуживать. С этим сегодня сложно. Источник: Поле.РФ

Алтынов отмечает, что проблем с запчастями больше, чем было, не становится, каналы поставок не нарушаются за пределами России и вполне работают.

«Ассортимент на складах дилеров достаточно хороший. По-прежнему надо иметь в виду, что в горячий сезон что-то может и закончиться, равно как и редкие и давние модели менее защищены — это типично, пополнение будет требовать времени, но мы в этой логике уже три года живем», — сказал он.

Тем не менее он признает, что существует проблема поставок запчастей по альтернативным каналам, когда везут товар компании, ранее не занимавшиеся брендом.

«Там, к сожалению, чаще можно ждать неприятных ситуаций — срывы сроков, неоригинальные запчасти и так далее. Но это тоже не новость для рынка, в том числе и за пределами сферы сельхозтехники», — говорит Алтынов.

Российские производители обеспокоены

Перспективы возвращения западных брендов тревожат российских производителей сельхозтехники. По мнению экспертов Ассоциации «Росспецмаш», это может привести к обнулению усилий по защите российского рынка.

«Очевидно, что у них ставки по кредитам в 10 раз ниже и их продукция может быть дешевле, если прямой импорт появится на российском рынке, что, по сути, уничтожит все усилия по защите нашего технического суверенитета», — сказал руководитель Комитета по техническому регламенту Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин на Московском экономическом форуме.

Тем не менее пока от John Deere не поступало официальных заявлений о возможном возобновлении поставок запчастей или сельхозтехники.

Читайте также