Мясо с огорода. Сохранится ли рынок растительных белков в новых условиях

И какие есть возможности для импортозамещения сырья

Продукты из растительного белка, производство которых начиналось со стартапов, перестали быть модной новинкой в России: за несколько лет сформировался круг потребителей, выросло число предприятий. Этот сегмент выступает дополнительным драйвером спроса, пусть пока и скромным, на продукцию аграриев.

Но сейчас из-за сбоев в цепочках поставок и роста цен компании столкнулись с рисками падения этого рынка. Пришло время корректировки стратегий и поиска новых поставщиков, в том числе в российском сельхозсекторе, заявили представители рынка «альтернатив» журналу поле.рф.

Молодой рынок

Концентрированный растительный белок получают из сои, гороха, пшеницы, подсолнечника, а также, хотя и реже — грибного мицелия или картофеля. Он становится основой для широкого ассортимента продукции, в том числе «мяса», «молока», «сыра» и даже «рыбы». Альтфуд позиционируется как здоровое питание, в том числе для тех, кто не переносит молочный белок или по каким-то причинам, как по медицинским, так и по этическим, не ест мясо. В том числе аналоги стали популярными у поколения Z в свете развития флекситарианства («гибкое вегетарианство»), когда в рационе животная пища занимает треть, а две трети составляет растительная.

В России история «альтернатив» началась с 2018 года, когда в торговых сетях появились сначала импортные «бургеры», а потом стало активно развиваться их внутреннее производство. По словам исполнительного директора Союза производителей продукции на растительной основе (СППРО) Валерии Родиной, спрос на растительную продукцию ежегодно увеличивается в среднем на 20%. В 2021 году оборот российского рынка таких напитков составил 5,5 млрд рублей, «мяса» – 4 млрд рублей, в стране действует около 50 предприятий. 

Пост и ЗОЖ 

Продажи такой еды в марте и начале апреля пока остаются на хорошем уровне, говорят производители, так как в Великий пост традиционно спрос на растительную продукцию растет. «Спрос примерно в 10 раз выше обычного. Но уже сейчас мы не полностью отгружаем свою продукцию в сети, согласно заявкам, потому что идут перебои по сырью. Кроме того, иностранные поставщики объявили о повышении цен примерно в два раза, и тенденция сохраняется», – говорит директор бренда «Не мясо» Tashir Food Марина Ройлян. Она ожидает падения плановых продаж после Поста, но рассчитывает на сохранения спроса со стороны растущей аудитории тех людей, которым растительные белки необходимы как лечебное питание. 

Директор брендового дивизиона «ЭФКО» Евгений Шулепов также ожидает сохранения, несмотря на вынужденный рост цен, основного круга потребителей. «Все больше людей задумываются, как их образ жизни влияет на экологию, насколько рациональны их привычки», – говорит он. Растительное «молоко» изначально и вышло на рынок как альтернатива животному молоку во время Поста появились и напитки на растительной основе, но постепенно круг потребителей вырос, заметила вице-президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Людмила Хомич. 

«Безусловно, спрос может снизиться из-за экономической составляющей», – считает руководитель отдела маркетинга «Ногинского пищевого комбината» Ольга Соболева. Но в случае стабилизации ситуации позитивная динамика будет возвращаться, добавляет она. 

content image

Растительное «молоко» стало привычной частью ассортимента обычных супермаркетов

Импортозамещение на повестке

Российские производители используют довольно большую долю зарубежных ингредиентов. Это не только основа – белковые изоляты из бобовых, но и специальные крахмалы, кокосовое масло, сиропы из фиников или агавы, батат, соевый лецитин, декстроза, сушеная клубника и т.д. 

По словам Валерии Родиной, в первый месяц начала торгового эмбарго производители пользовались собственными запасами и параллельно искали российских поставщиков: в одних случаях импортозамещение удалось, в других – пришлось изменить рецептуру. «Пока в России мало производится нужного с точки зрения технологии сырья», – уточнила Марина Ройлян. Некоторое сырье заменить «за один день» нельзя. Например, экструдированный горох (изолят, с содержанием белка более 80%), на основе которого делают растительное мясо, в России производит одна компания, но она работает частично на импортных ингредиентах. Есть несколько анонсированных проектов, однако запуск производств откладывается. 

content image

Большая часть исходного сырья для растительных инновационных продуктов выращивается в России

Но если не найти отечественных поставщиков, продолжает Родина, то производители растительных продуктов столкнутся с нехваткой необходимых ингредиентов. «Рынок не схлопнется, но темпы роста существенно сократятся», – считает эксперт Национальной технологической инициативы FoodNet Андрей Зюзин. По его словам, будет меняться позиционирование продуктов, которые из разряда премиальных предстоит переместить в сегмент более доступных по цене. К тому же компаниям придется пожертвовать частью прибыли и активно инвестировать в разработки и производство для замены импортных ингредиентов, добавил эксперт. Однако в данной ситуации это возможно только с помощью господдержки, заметил он.

Сейчас производители пересматривают стратегию, изучая возможности перехода на отечественное сырье, а также запуска новых продуктов, подтверждает Шулепов. «Ногинский пищевой комбинат», добавляет Соболева, тоже работает над расширением линейки продуктов с использованием отечественных ингредиентов, чтобы исключить зависимость от внешних факторов. В том числе предприятие хочет отказаться от экзотических ингредиентов – например, кокосового масла. И даже если небольшие предприятия АПК ведут инновационные разработки в этой области, они могут быть успешно интегрированы в производство альтфуда, уверена Соболева.

«Базовое импортное сырье для производства отдельных видов напитков можно в значительной степени заменить отечественным – у нас есть своя сырьевая база – и злаки, и соя», – говорит вице-президент «Союзнапитки» Людмила Хомич.

Соя – самый популярный ингредиент в составе продуктов на растительной основе, спектр применения ее очень широк, отмечает Родина. Причем, российская соя считается лучшей в мире по своим микробиологическим показателям и не содержит ГМО. В связи с этим перспективным направлением может стать развитие производства в России соевого изолята – по аналогии с гороховым, добавила Родина. Сейчас мощности по глубокой переработке сои в России есть, но концентрированный белок производят в небольшом объеме и он идет на другие цели. Схожая ситуация и в сегменте глубокой переработки пшеницы.

Интересный факт: несколько российских компаний ведут разработку растительного аналога куриного яйца. Он может появиться в двух видах – как жидкий, для приготовления омлета, так в виде «полноценного» яйца с подобием желтка и в «скорлупе». 

По мнению эксперта FoodNet, сейчас в России нужна ускоренная программа импортозамещения, позволяющая при производстве инновационных продуктов полностью перейти на локальное сырье и ингредиенты. Предприятия настроены всеми силами сохранить объемы выпуска продукции на растительной основе, но поддержка государства сейчас очень нужна, подчеркивает Ройлян. Ранее СППРО обратился в ведомства с просьбой распространить на производителей альтфуда льготную ставку НДС и льготное кредитование, субсидии на закупку оборудования.

Причем, потенциал развития не ограничен лишь внутренним рынком. По словам Шулепова, сохраняется существенный экспортный потенциал этой продукции, прежде всего в азиатском и ближневосточном направлениях. По оценкам СППРО, к 2029 году глобальный рынок растительного «мяса» может достигнуть 140 млрд долларов, и российские производители могут занять на нем 15% в ближайшие 10 лет.

 

Использованы фотографии компаний-производителей

  • Экономика АПК
  • Зерновые