04 июня
О чем говорили на Всероссийском зерновом форуме в Сочи
Экспорт, цены и логистика
Источник: поле.рф
Диверсификация поставок сельхозкультур, выход на новые рынки и решение вопросов логистики стали ключевыми темами Всероссийского зернового форума–2024 в Сочи. О чем говорили спикеры в ходе деловой программы и в кулуарах форума – в обзоре журнала поле.рф
О росте экспорта
Как следует из презентации заместителя директора Федерального центра «Агроэкспорт» Евгений Зайцева, экспорт зерновых и зернобобовых культур к 19 мая уже превысил прошлогодний показатель на 17% и достиг 62,2 млн тонн.
«Ожидается, что совокупный вывоз зерновых в сезоне 23/24 по отраслевым оценкам достигнет 69–70 млн тонн. Что касается пшеницы, то прогнозируется достижение очередного максимального уровня – около 53 млн тонн», — прогнозирует эксперт.
На первом месте по закупкам российского зерна — Египет, на втором — Турция, на третьем — Бангладеш. По словам Зайцева, успешным стал кейс Алжира, где российская пшеница вытеснила европейскую.
Источник: поле.рф
Как видно из презентации руководителя направления анализа аграрных рынков «Русагротранса» Игоря Павенского, в июле 2023 — мае 2024 года экспорт зерна составит порядка 66,3 млн тонн.
«Это абсолютный рекорд, превышающий прошлый сезон — 56,4 млн тонн. Прогноз на весь текущий сельхозгод — 70,8 млн тонн, с учетом зернобобовых — 74,8 млн тонн», — подчеркнул эксперт.
Как отметил заместитель руководителя Россельхознадзора Антона Кармазина, с начала 2024 года экспортировано уже практически 37 млн тонн сельхозпродукции. По его словам, это «впечатляющая цифра, когда-то это были итоги года». При этом, как и в прошлом году, положительную динамику показывает экспорт продуктов переработки.
«У нас очень хорошо и интересно пошла продукция переработки зерна. По муке (в 2023 году — прим. ред) — практически 1 млн тонн, по отрубям — 1,7 млн тонн, по крупам — 241 тыс. тонн. По отрубям, если брать период этого года, мы уже отправили практически 1 млн тонн, если брать муку, то – почти 600 тыс. тонн», — подчеркнул Кармазин.
О поставках зернобобовых
Диверсификация поставок зерновых за счет нишевых культур, которые уже постепенно перестают быть таковыми, — еще одна центральная тема форума. Как видно из презентации руководителя аналитического агентства Russian Pulses Analytics Сергея Плужникова, в прошлом году Россия стала мировым лидером по поставкам гороха с долей 41%.
По данным директора по логистике компании «Европак» Анны Усачевой, в 2023 году экспорт зернобобовых грузов из РФ составил 3,4 млн тонн, причем 28% поставок пришлось на Китай, 21% — на Турцию, 5% — на Пакистан.
Россия заинтересована в расширении поставок зернобобовых культур, в частности, в такую перспективную страну, как Индия, отметил глава Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
«Российские экспортеры хотели бы добиться успеха на индийском рынке, мы получим всю необходимую государственную поддержку для того, чтобы наши индийские друзья получали те сельхозпродукты, которые им нужны», — подчеркнул Зернин.
В свою очередь представитель министерства по делам потребителей, продовольствия и общественного распределения Индии Нидхи Харе сообщила, что страна может открыться для поставок нута из России, а также заинтересована в поставках красной чечевицы.
Как сказал журналу поле.рф в кулуарах форума замдиректора «Агроэкспорта» Евгений Зайцев, зернобобовая группа показывает хороший экспортный потенциал, но аграриям важно подходить к севообороту комплексно.
«Когда мы говорим о потенциале экспорта, нам надо понимать, что это не только объемы, а вопрос цены. И здесь я бы говорил о том, что важно как раз стабильное производство всей основной группы, которая так стабильно высоко уходит на экспорт. Поэтому выделяю отдельно зернобобовые, в частности, горох, с учетом открытия рынка Китая. Но в целом концентрироваться на этом и считать маржинальность стоит по всему комплексу, выбирая оптимальный севооборот для вашей зоны», — подчеркнул Зайцев.
О прогнозах на новый сезон
Согласно оптимистичному прогнозу аналитического центра «Русагротранса», сбор пшеницы в 2024 году может составить 84,2 млн тонн, пессимистичный прогноз — 77,5 млн тонн. Прогноз валового сбора пока составляет 130,9 млн тонн, а экспорта пшеницы в сезоне 2024/25 — 43 млн тонн. Оценка экспорта на текущий сезон — 54,4 млн тонн.
Минсельхоз РФ пока сохраняет прогноз урожая зерновых на уровне 132 млн тонн, из них 85 млн тонн — пшеница. Об этом в ходе своего выступления сказал вице-премьер Дмитрий Патрушев.
«Конечно, тот объем, который мы на сегодняшний день прогнозируем, его будем достигать, но это будет достаточно непросто. При этом тот объем, который мы планируем собрать, с учетом переходящих остатков позволит нам и в новом сезоне поставить на внешние рынки до 60 млн тонн зерна», — подчеркнул Патрушев и добавил, что ситуация, с которой столкнулись аграрии — аномальные заморозки в мае — достаточно тяжелая.
По данным на 3 июня, посевы сельхозкультур погибли на площади порядка 1 млн гектаров. Первоначальная оценка ущерба составляла 830 тыс. гектаров. Это уже привело к росту цен на пшенице как на мировом, так и внутреннем рынке. Как сообщил Патрушев, стоимость пшеницы 3 класса на базисе CPT Новороссийск сейчас составляет порядка 18,5 тыс. рублей за тонну, хотя еще в марте она была ниже 13 тыс. рублей.
Однако участники рынка не столь оптимистичны в прогнозах цен на зерно.
«Я хочу верить, что снижение прогнозов урожая поможет (росту цен — прим. ред.), но судя по тому, какое количество гектаров пострадало, незначительное в общем объеме, я думаю, что это не очень сильно отразится на ценнике этого года. Скорее внешние факторы», — сказала журналу поле.рф в кулуарах форума глава агрохолдинга «Лазаревское» из Тульской области Кристина Романовская. По ее словам, справедливая цена пшеницы 4 класса должна составлять не менее 12 тыс. рублей за тонну.
О новых рынках и экспорте в Китай
По данным директора Новороссийского филиала Центра оценки качества зерна Алексея Овсянникова, к 16 мая через южные порты поставлено 59,4 млн тонн зерна, экспорт осуществлялся в 104 страны против 96 в 2023 году. Большая часть предназначалась для государств Ближнего Востока (22 млн тонн), Африки (18,2 млн тонн) и Азии (15,7 млн тонн).
По мнению генерального директора холдинга-экспортера «Доставка Морем» Натальи Тугалевой, наиболее перспективными направлениями для российского агроэкспорта являются южноазиатские и африканские страны.
«На основании аналитических данных, мы видим, что есть растущий спрос в страны Китая, Индии, Африки. Это страны с растущей численностью населения, которые потребляют как зерновые культуры, так и продукты масличных», — сказала журналу поле.рф Тугалева.
Говоря о географии российских поставок сельхозпродукции, замруководителя Россельхознадзора Антон Кармазин отметил успех на рынке Мексики, где Россия занимает второе место среди экспортеров пшеницы. По данным ведомства, в 2023 году из России в Мексику было поставлено 989,6 тыс. тонн пшеницы, а в это году, с января по конец мая, отгрузки достигли 297,6 тыс. тонн.
«На прошлой неделе проводили переговоры с Мексикой, мы сейчас на втором месте по объемам поставок. Рядом — США, Канада, Австралия. Мы сказали, что хотим быть первыми, емкость рынка 5 млн тонн, они (представители Мексики — прим. ред.) целиком и полностью нас поддерживают», — сказал Кармазин.
По данным Россельхознадзора, экспорт всех сельхозкультур в Китай за 8 лет вырос в 11 и раз и в 2023 году достиг 5,385 млн тонн. Ведется работа по открытию китайского рынка для поставок российской озимой пшеницы, причем китайская сторона готова оказывать содействие.
Источник: поле.рф
О развитии логистики
По словам Игоря Павенского, регулярные маршруты на железной дороге позволили ускорить доставку грузов в порты в 1,5-2 раза. В «Русагротрансе» ожидают, что поставки по железной дороге в сезоне 2023/24 станут рекордными и достигнут 25 млн тонн. Это на 6,5 млн тонн больше, чем в прошлом сезоне.
Как отметил заместитель генерального директора «РЖД» Алексей Шило, за последние 5 лет перевозки зерна выросли более чем на 58%, или 12 млн тонн. Как следует из презентации спикера, парк вагонов вырос на 40%, а точек погрузки на станциях отправления стало на 39 больше, а выгрузки на станциях назначения — на 53.
Вице-премьер Дмитрий Патрушев в своем выступлении также остановился на вопросах транспортировки российской сельхозпродукции. В частности, по его словам, в прошлом году возможности для перевалки в Азово-Черноморском бассейне выросли в 1,5 раза, а также начал работу первый на Балтике терминал – порт «Высоцкий». Кроме того, ведется работа по созданию флота, разрабатывается проект судов дедвейтом от 40 до 60 тыс. тонн.
При этом Патрушев сообщил, что стоимость логистики выросла, это касается как поставок автотранспортом, так и ж/д.
«В этой связи Минсельхозу совместно с ФАС необходимо продолжить анализ причин роста цен и их возможное устранение», — рекомендовал Патрушев.
Аналитика цен на зерновые и комментарии экспертов
Подпишитесь на новости для фермеров в нашем Telegram-канале!