06 апреля 2022

Двигатели прогресса: как маркетплейсы совершенствуют агробизнес

На чем специализируются проекты-первопроходцы 

Маркетплейсы для аграриев, как показывает международный опыт, не только упрощают цепочки поставок, но и повышают доступность передовых технологий и сервисов. Журнал поле.рф изучил, как онлайн-площадки меняют картину агробизнеса.

Цифровой двигатель

Интернет-торговля активно развивается во всем мире, и на фоне пандемии динамика лишь ускорилась. В России, по данным аналитической компании Data Insight, в 2021 году объем e-commerce вырос на 52% год к году и достиг 4,1 трлн рублей (для сравнения: весь оборот розничной торговли в стране увеличился на 7%, до 39,2 трлн рублей).

Мировой рынок агромаркетплейсов, то есть специализированных онлайн-магазинов со средствами сельскохозяйственного производства и самой продукцией, еще молодой. Но уже в 2020 году его оборот, по оценке аналитической компании ReportLinker, составил 10 млрд долларов, прогноз на 2026 год – 23 млрд долларов.

На традиционном рынке фермеры по-прежнему сталкиваются с большим числом посредников, и онлайн-площадки как раз решают задачу повышения его прозрачности, помогая упрощать выбор. Причем только сделками «купи-продай» функционал наиболее успешных платформ как правило не ограничен, его дополняют сервисы для развития сельхозпроизводителей: консультации и консалтинг, финансирование и другие инструменты.

Экосистемы для фермеров

Ожидается, что в ближайшую пятилетку лидером digital-маркетплейсов в аграрной сфере станет Азиатско-Тихоокеанский регион. И особое место на этом рынке будет занимать Индия с ее платформами Diatoz Solutions, Agrostar, DeHaat и другими. Для более половины населения Индии сельское хозяйство – основной источник средств к существованию, поэтому в этой стране бум агромаркетплейсов.

Agrostar – одна из ведущих в Индии площадок для фермеров, она предоставляет полезную информацию, логистические услуги и цифровые технологии, канал для общения, также развивает онлайн- и офлайн-торговлю товаров для сельхозпроизводства в сочетании с сетью офлайн-магазинов. Проект стартовал в 2015 году, и сейчас у мобильного приложения (было запущено позже) свыше 5 млн скачиваний, и проект продолжает развиваться. Только в 2021 году инвесторы вложили в платформу более 70 млн долларов.

Причем, Agrostar отводит большую роль обучающему контенту. К примеру, в его приложении доступна целая видеоколлекция с пошаговым руководством по выращиванию культур. Видеоконтент стремительно растет – за последний год он вырос в 10 раз и насчитывает уже 3 000 роликов.

Индийский маркетплейс делает ставку на инструкции для фермеров

Подобные проекты реализуют и другие страны-члены БРИКС: Китай и Бразилия. У Китая, к слову, много общего с Россией в с точки зрения особенностей аграрной отрасли: обширные территории, сложная цепочка поставок, миграция сельского населения в города. Эти отраслевые проблемы в стране требовали активных решений. Идея развития национального АПК как раз и легла в основу концепции маркетплейса Pinduoduo, созданного в 2015 году и ставшего к настоящему времени крупнейшим в Китае. Уже в 2018 компания разместила свои акции на одной из крупнейших мировых бирж – NASDAQ. За 7 лет существования онлайн-проекта более 12 млн фермеров успели воспользоваться его услугами. Через площадку осуществляются все финансовые операции, здесь же аграрии могут оперативно реализовывать свою продукции. Компания развивает продажи как в сегменте B2B, так и в B2C – то есть как для бизнеса, так и для обычных потребителей фермерской продукции.

Pinduoduo уделяет особое внимание образованию фермеров – на платформе они получают информацию о последних технологиях и инновациях в отрасли. Благодаря ее инвестициям в обучение, производители начинают применять принципы smart farming – умного фермерства. Такие подходы обеспечивают безопасность и повышают качество пищевой продукции. Эта площадка помогает и привлечению молодежи в агробизнес, организовывая, например, мастер-классы.

Еще один успешный кейс – Orbia. Платформа создана в Бразилии (где ее клиенты обрабатывают сейчас 65% всех посевных площадей в стране), но позже охватила и другие страны: Аргентину, Колумбию, Мексику. На ней зарегистрировано 190 тыс. сельхозпроизводителей. Через маркетплейс они взаимодействуют с другими участника рынка, приобретают необходимые товары семена, удобрения, технику) и получают услуги, например, финансирования или цифрового мониторинга полей. Платформа реализует вместе с поставщиками свою программу лояльности, позволяя фермерам накапливать баллы и конвертировать их в товары и услуги. По прогнозам, оборот Orbia в 2022 году увеличится в три раза и превысит 580 млн долларов.

Бразильский маркетплейс в сегменте купли-продажи урожая специализируется на сое – основной агрокультуре в стране

С 2015 года работает крупный агромаркетплейс в Великобритании – Yagro, где фермеры могут купить удобрения, топливо, оборудование и т.д., получить консалтинговые услуги. За годы работы платформа создала базу данных по более чем 130 различным показателям производства. Yagro собирает информацию от хозяйств, гарантируя конфиденциальность, и трансформируют ее в прикладную информацию. С ее помощью аграрии могут проследить динамику урожайности и определить какие применяемые методики на полях обеспечивают наилучшие результаты. Yagro также предоставляет своим клиентам и внешний анализ рынка. Используя эту информацию, хозяйство может сравнить себя с конкурентами и определить дальнейший план развития. За время работы команда проконсультировала аграриев с общим земельным банком свыше 1 млн га.

Бизнес-экосистему для аграриев на другом континенте развивает проект Indigo. Американская онлайн-платформа основана в 2013 году, а в 2020 году ее стоимость оценивалась в 3,5 млрд долларов. Среди прочих услуг и товаров, компания предлагает своим пользователям инструменты хеджирования рисков, выстраивания логистики, консалтинга.

С учетом запроса на интенсификация сельского хозяйства агромаркетплейсы выступают еще и проводниками новых технологий

Большое внимание Indigo уделяет принципу устойчивого развития агропроизводства. С 2019 года она развивает программу Carbon by Indigo, направленную на почвенное накопление углерода и торговлю углеродными квотами (кредитами). Indigo помогает хозяйствам переходить на «нулевую» обработку почвы и подобные технологии, а также проверяет, сколько углерода они накопили. В программе участвуют аграрии, обрабатывающие в общем 1,5 млн га земель.

Компания также активно инвестирует в изучение микроорганизмов и разработку экопродуктов для повышения урожайности и качества продукции. Indigo является обладателем более 100 патентов в этой области. Эти исследования помогли фермерам перейти на биологические средства для земледелия уже более чем на 400 тыс. га угодий.

«Цифра» на страже продбезопасности

В российском сельском хозяйстве цифровые подходы также внедряются – как в плане управления производством, так и на уровне торговли. Это процесс пока в начале пути: по данным Skolkovo Ventures, объем инвестиций в 2019 в российские AgTech-проекты составили менее 1% от общемирового. Однако государство стало поддерживать цифровизацию экономики и АПК в частности, переводя в онлайн механизм оказания поддержки сельхозпроизводителям, контроля безопасности и легальности продукции, изучения и отслеживания оборота земель сельхозназначения.

По подсчетам Минсельхоза России, внедрение технологий цифровой экономики позволяет снизить затраты не менее чем на 23% при внедрении комплексного подхода. В конце прошлого года правительство утвердило рамочную стратегию цифровой трансформации АПК до 2030 года. Технологии будут применяться как в рамках государственного управления, так и для повышения эффективности производственных и сбытовых процессов предприятий, говорится в документе. Планируется, что к 2030 году 50% малого бизнеса в отрасли будет иметь доступ к цифровым каналам сбыта.