01 марта

Марк Гехт: «Мы полностью поменяли подход к разработке новых гибридов»

Источник: пресс-служба RUSEED

Чем ближе посевная, тем больше дискуссий о том, какие семена сеять, учитывая государственный курс на импортозамещение. Управляющий партнер RUSEED Марк Гехт рассказал поле.рф о стратегии компании и о том, как будет развиваться российская селекция в ближайшие годы. 

— В этом году многие производители опасаются если не дефицита семян, особенно подсолнечника, сои, то снижения урожайности упомянутых культур из-за того, что импортных семян в нашу страну будет ввезено меньше из-за квот, а по сое квота и вовсе нулевая. Что вы думаете по этому поводу?

Механизм квот как раз создан для того, чтобы регулировать ситуацию на рынке, исходя из возможностей отечественных предприятий и интересов аграриев. По подсолнечнику, кукурузе и сое точно могу сказать, что бояться нечего. Посевного материала достаточно: это и семена отечественной селекции, и иностранная продукция, которая производится внутри страны, и импорт. Если взять подсолнечник, то квота рассчитана таким образом, чтобы создать на рынке минимальный профицит.

квоты

Можно ли сказать, что наши семена уступают по количеству и качеству урожая зарубежным? Какую урожайность демонстрируют семена, произведенные вашей компанией, в сравнении с популярными зарубежными гибридами?

Сегодня российские селекционеры создают гибриды, которые не уступают по характеристикам иностранным аналогам. Они адаптированы к нашим климатическим условиям, имеют высокую урожайность, устойчивы к вредителям и болезням.

Наша компания постоянно организует демонстрационные посевы в разных регионах, и мы видим отличные результаты. Например, наш гибрид Сурус по итогам испытаний в прошлом году в Оренбургской области обошел ряд зарубежных продуктов по масличности и урожайности (22 центнера с гектара против 20,3 центнера с гектара и 18,8 центнера с гекатара у популярных иностранных аналогов), гибрид Статус продемонстрировал меньшее содержание сора (9,2% против 14,6% у популярного зарубежного аналога).

В промышленных масштабах ситуация такая же — наши клиенты, которые засеивают большие территории российскими семенами, довольны, они получают хороший урожай и зарабатывают деньги.

Но здесь важно, что для высокой эффективности нужно строго соблюдать технологию выращивания. Если начинаются отступления, показатели могут упасть. Поэтому мы организовали для наших клиентов услугу агросопровождения — наши специалисты рассказывают обо всех нюансах, которые нужно знать, чтобы получить высокую урожайность.

В селекции гибридов каких культур российским селекционерам удалось добиться наилучших успехов, а в каких сегментах все еще наблюдается отставание? 

Лучше всего у нас обстоят дела с озимой и яровой пшеницей, а высокая доля иностранных семян по сахарной свекле, подсолнечнику, кукурузе.

Но сегодня у нас есть все, чтобы обеспечить импортозамещение — инициативы бизнеса, научные традиции и помощь государства. Мы видим, что селекция и семеноводство стали приоритетными сферами господдержки.

В частности, запущена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства (ФНТП), направленная на разработку отечественных решений в АПК, в том числе в области селекции. Мы в ней участвуем в составе Национального селекционно-семеноводческого консорциума.

Когда вы представите рынку какие-то новые разработки? Какие? Расскажите в целом о вашей селекционной программе на ближайшие годы.

— В рамках ФНТП мы создадим 15 высокоурожайных гибридов подсолнечника. Первые продукты выведем на рынок в 2027 году.

Уникальность этого проекта в том, что мы полностью поменяли подход к разработке. Раньше иностранные производители представляли новый гибрид, а наши начинали догонять и выводить точно такой же. На это уходит несколько лет, и к тому моменту, как мы его сделали, у рынка уже другие требования к продукции.

Сейчас мы ориентируемся на то, что будет востребовано на рынке через три-четыре года, и под этот запрос создаем продукт.

Проект в рамках ФНТП мы делаем совместно со всеми участниками процесса создания гибрида: это генетики, селекционеры, производители семян, переработчики и товаропроизводители. И все полноценно взаимодействуют на каждом этапе — от селекции до производства подсолнечного масла. Таким образом, мы получаем четкий заказ для ученых от бизнеса и контроль за реализацией на всех этапах. Это позволит создать продукцию, которая действительно нужна рынку и будет востребована.

Охотно ли с вами сотрудничают фермеры в части предоставления своих площадей для испытаний новых гибридов? Насколько для селекционных компаний важна совместная работа с бизнесом? Стимулируете ли вы ее каким-то образом? Каким?

Однозначно да. Было бы странно, если бы фермеры не желали новых технологий, новых решений для повышения урожайности.

Что касается совместной работы с бизнесом – конечно, она важна. Более того, без этого взаимодействия производители просто не смогли бы функционировать, так как селекционеры создают продукт непосредственно под запрос бизнеса.  Мы внутри активно контактируем с переработчиками и фермерами, собираем обратную связь, корректируем технологии и меняем продуктовую линейку под актуальные запросы.

Производство отечественных гибридов подсолнечника, по данным RUSEED, в 2023 году составило 12 тыс. тонн при потребности рынка в 32 тыс. тонн. Через какое время российские селекционеры смогут закрыть потребности аграриев по гибридам?

— В случае необходимости мы готовы уже в следующем году поставить аграриям нужные объемы — технически это возможно, еще успеваем посеять. Если скажут: все, никаких импортных семян, только российские, то мы справимся с этим вызовом. Так что в целом уже можно говорить о независимости от импорта по кукурузе и подсолнечнику.

подсолнечник
Источник: поле.рф

Но нужно понимать, сколько отечественных семян рынок может купить и ориентироваться на то, готовы ли аграрии изменить свои предпочтения. Дело не только в продукции, нужно информационно работать с потребителями. На то, чтобы сформировать доверие, нужно время.

Сейчас мы сталкиваемся с консерватизмом аграриев, которые привыкли сеять импортные семена и не рассматривают отечественный продукт не потому, что он плохой, а потому что мало знают о нем.

Это вопрос маркетинга. Смотрите сами — транснациональные компании всегда тратили на рекламу миллиардные бюджеты. За счет этого они обеспечивали медиаприсутствие, проводили коммерческие мероприятия, организовывали демоиспытания и многое другое. В частности, значительная доля телерекламы традиционно была выкуплена глобальными компаниями.

Бюджеты локальных игроков всегда были куда скромнее, поэтому в маркетинге мы проигрывали. Только сейчас ситуация начинает меняться. Наши компании понимают, что от этого никуда не деться. Самый лучший продукт не купят, если о нем никто не знает. Поэтому появляются солидные маркетинговые бюджеты, проводятся мероприятия, чтобы убедить аграриев в эффективности российской продукции.

На каком уровне держатся цены на российские семена? Насколько они выше прежних и как отличаются от стоимости зарубежных семян?

— Стоимость нашей продукции в среднем выросла на 10% по сравнению с прошлым годом, по некоторым позициям даже меньше. Как бы мы ни хотели сдерживать цены, есть объективные факторы — текущая рыночная конъюнктура, увеличение производственных расходов и подорожание логистики. При этом, стоимость отечественных семян гораздо стабильнее зарубежных.

По данным участников рынка, которые мы получаем, семена иностранной селекции подорожали в среднем на треть. Обоснованность новых ценников вызывает вопросы. По нашей оценке, только часть можно объяснить объективной ситуацией на рынке и снижением конкуренции.

Такое резкое повышение может иметь несколько последствий. Во-первых, это увеличение себестоимости производства товарного подсолнечника для сельхозпроизводителей. Поскольку семена занимают значительную долю в структуре себестоимости, их подорожание сказывается на общей экономике сельского хозяйства.

Также возможно снижение рентабельности производства для сельхозпроизводителей, особенно если они не могут полностью перенести увеличение затрат на конечную продукцию.

Отмечаете ли вы увеличение спроса на ваши семена в этом году относительно прошлого? Насколько? В каких регионах и на семена каких культур этот спрос особенно увеличился?

— Да, повышенный интерес к отечественным семенам очевиден. По сравнению с прошлым годом у нас контрактация увеличилась втрое, в основном рост пришелся на регионы Приволжского федерального округа: Саратов, Самару, Оренбург. Спрос на юге и в центре страны тоже растет. И это закономерный процесс, который обусловлен качеством отечественной продукции и более стабильными ценами на нее.

  • Агротехнологии
  • Экономика АПК
  • Интервью

Читайте также