30 января

Восторг картофелевода. Российские сорта хотят на полки магазинов

Источник: В. Бычков, ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза

Павильон 13 на выставке «АГРОС-2024» был буквально пропитан картофельным духом: корнеплод варили, жарили, парили и угощали посетителей. Клубни приковывали взгляды еще и названиями: «Восторг», «Фламинго», «Женечка», «Взрывной». Это только малая часть отечественных сортов. О том, когда «наш» картофель будет преобладать на полках сетевых магазинов, в том числе в виде чипсов и фри, говорили на круглом столе, организованном дирекцией ФНТП развития сельского хозяйства и Минсельхозом Подмосковья.

Провальные 1990-е

Генеральный директор Научно-производственного предприятия «СеДеК-Домодедово», член совета Национального союза селекционеров и семеноводов Ирина Дубинина рассказала, что в конце 1990-х годов, когда в России стали открываться точки фастфуда с картофелем фри, произошла переориентация на иностранную селекцию.

«Фактически тогда, в конце 90-х, селекции и семеноводства не велось. Да, поддерживались коллекции, но масштабирования практически не было. Семеноводство стало неактуальным. Семенной картофель завозили из Голландии, Германии, Франции большими объемами», — сказала она.

Компания в 2024 году отмечает 36 лет работы в сфере семеноводства и селекции в России, она стала одной из первых, решившейся принять участие в федеральной научной программе (ФНТП) развития сельского хозяйства в части селекции картофеля и получил господдержку.

Отечественная селекция против импортной

Расстановка сил на «картофельном поле» пока не в пользу наших. Как сообщала недавно вице-премьер Виктория Абрамченко, по картофелю в 2023 году семян отечественной селекции было всего 9%. К 2030-му их должно быть не менее 50%.

«Вкусовые качества наших сортов нам ближе. Мы с детства помним вкус рассыпчатой картошки. Другое преимущество: пластичность и высокая урожайность», — настаивает глава «СеДеК-Домодедово» Дубинина.

По ее мнению, к слабым местам импортного картофеля можно отнести подверженность болезням и быструю вырождаемость (2-3 года).

«Наши сорта не хуже, а даже по некоторым параметрам превосходят зарубежные», — согласен директор Федерального исследовательского центра картофеля им. А. Г. Лорха, доктор сельскохозяйственных наук Сергей Жевора.

В качестве примера он привел сорт «Восторг», который будет перерабатывать липецкая компания «Ви фрай» (до сентября 2022 года часть нидерландской компании Lamb Weston Maijor (LWM)).

«Сейчас мы запускаем производственный процесс, и я думаю, что этот сорт будет основным, который мы будем использовать для производства картофеля фри», — добавил ученый.

По его словам, на подходе сорта для переработки на сухое картофельное пюре. Также селекционеры делают упор на выведение ранних сортов картофеля, среди них «Спринтер».

«Началась работа с компанией «Озеры» (Московская область). Уже подготовлены к сдаче несколько сортов, которые прошли проверку на производственных линиях. В ближайшее время мы получим сорта, пригодные для переработки на чипсы, с низким содержание редуцирующих сахаров в течение длительного периода хранения», — отметил Жевора.
Отечественные сорта картофеля. Фото: В. Бычков, ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза России
Отечественные сорта картофеля. Фото: В. Бычков, ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза России

Компания «Дары Малиновки» начала заниматься семеноводством картофеля в 2015 году, ощутив нехватку качественного семенного материала для товарного производства в Краснодарском крае.

«За последние 5-7 лет российская селекция сделала большой скачок, и в каких-то сортах сегодня отставание составляет 5-10% по набору качеств, а в каких-то мы лучшие», — уверен председатель совета директоров агрохолдинга «Дары Малиновки» Василий Герман.

Директор агрохолдинга Анна Герман сетует, что в России недостаточно высока культура потребления картофеля. Покупатели мало осведомлены, какую картошку и как лучше готовить. Компания работает в этом направлении с ресторанами и Институтом гастрономии Сибирского федерального университета.

Сети ловят русскую картошку

Крупные торговые сети, такие как «Магнит» и «Пятерочка», видят большой потенциал для продаж потребителям картофеля отечественной селекции. У российских продуктов питания априори высокий кредит доверия у населения, но есть вопрос к грамотному маркетингу такой продукции.

Отечественная селекция картофеля. Фото: В. Бычков, ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза России
Отечественная селекция картофеля. Фото: В. Бычков, ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза России
По данным Росстата, потребление картофеля на душу населения в России в 2021 году составляло 84 килограмма в год, а овощей — 104 килограмма.

Директор по агропромышленным производствам розничной сети «Магнит» Илья Гамов сообщил, что «Магнит» имеет собственные тепличные хозяйства, производит грибы и овощи открытого грунта, а также выступает одним из основных продавцов картофеля в РФ. Объемы продажи овощей борщевого набора составляют 1 млн тонн в год, из которых 500 тыс. тонн приходится на картофель. В 2024 году площади под отечественными сортами «увеличены на порядки». В частности, компания работает с семенным картофелем ООО «Дока — Генные технологии» (Московская область). В целом «Магнит» сотрудничает по системе агроконтрактации с 250 хозяйствами России, используются и авансовые схемы, когда хозяйство получает деньги за картофель вперед.

«В следующем году мы планируем стать лидерами по поставкам в нашу сеть семенного материала отечественной селекции, в частности по картофелю. Стать таким дистрибьютором», — сказал Гамов.
На АГРОС-2024 можно было попробовать отечественный картофель в разных видах. Источник: В. Бычков, ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза России.
На АГРОС-2024 можно было попробовать отечественный картофель в разных видах. Источник: В. Бычков, ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза России.

Первую дегустацию картофеля отечественной селекции провели в январе в магазинах «Перекресток», рассказал представитель сети X5 Иван Корабельников.

«Если три фактора — вкус, внешний вид и регулярность поставки — будут соответствовать потребностям сетей, я думаю, что никаких проблем не будет. В части продуктов питания потребитель больше доверяет российским товарам. И если потребителю объяснить, что такое картофель отечественной селекции и чем он отличается от иностранной, проблем со спросом, я думаю, не будет», — сказал Корабельников.

Генеральный директор ООО «Мираторг-генетика» Николай Елаткин напомнил, что в 2023 году компания начала проект по производству картофеля фри для сети «Вкусно и точка» мощностью переработки 250 тыс. тонн индустриальных сортов. Цепочку «наука — торговая сеть» предприятие стало выстраивать самостоятельно. Картофель выращивают на побережье Балтики, в чистой береговой зоне Калининградской области.

«Сейчас у нас плотное взаимодействие с Уральским НИИ сельского хозяйства. Мы уже успешно реализовали с ними несколько проектов по сортам столового картофеля и начали масштабировать их достижения как раз по сортам индустриального картофеля. В чем-то многие сорта даже превосходят иностранные по технологичности и пластичности к условиям выращивания, они просто менее раскрученные и готовые для рынка. Иностранцы все-таки предлагают комплексное решение, мы вот этот недостаток отечественных сортов хотим заместить нашими технологиями», — сказал Елаткин.

Овощи тоже просят место на полке

Как отметил директор Федерального научного центра овощеводства Алексей Солдатенко, всего в России культивируют 80 овощных культур. Исторически российская селекция уделяла не так много внимания внешнему виду овощей, однако сейчас торговые сети диктуют определенные требования, и селекционеры к ним прислушиваются. В частности, компанией «Лукоморье» создан сорт лука «Озёры», который уже районирован и может занять достойное место на полках магазинов.

«Нет у нас серьезного отставания. Мы анализировали наши селекционные достижения, в частности, по корнеплодной группе. У нас и по свекле, и по моркови по ряду биохимических показателей отечественные достижения выше, чем у иностранцев», — сказал Солдатенко.

Говоря о проблемах отрасли овощеводства, эксперт отметил, что в России над новыми сортами овощей работают всего 100 селекционеров. Необходимо наладить преемственность между вузами и институтами, чтобы студенты чаще попадали на производственные практики в селекционные учреждения. Второй принципиальный момент: научным учреждениям нужны госзадания на репродукцию, а не только на создание сортов и гибридов и получение элитных семян. Третий фактор — дефицит производственных демонстрационных площадок в регионах, где бизнес мог бы оценить плоды селекции.

«Пример, который возник недавно с недостатком семян томата в Астраханской и Волгоградской областях, говорит о том, что нужно обращать внимание на отечественную селекцию. И здесь мы сработали на опережение, два года проводим производственные испытания для Астраханской области, в том числе по томату. Есть, что предложить», — отметил Солдатенко.

По словам советника первого замглавы Минсельхоза РФ Ирины Лаврентьевой, вариант замещения импортных семян томатов уже есть.

«Чтобы в случае непоставки иностранных семян была возможность посадить наши отечественные сорта и гибриды. Здесь вопрос под четким контролем. Я думаю, что все у нас получится и для открытого грунта мы найдем походящие гибриды, пригодные для переработчиков», — сказала она.

Заместитель руководителя профнаправления группы компаний «Гавриш» Геннадий Баймушкин в свою очередь отметил, что 70% продукции предприятия — тепличные овощи и томаты, все отечественной селекции. Организация с 30-летней историей также стала участником ФНТП и готова проводить для покупателей дегустации своих овощей в торговых сетях. Именно эта компания предложила удовлетворить спрос на импортные семена томатов открытого грунта на Юге России.

инфографика картофель

Нужно наращивать объемы

По словам советника первого замглавы Минсельхоза РФ Ирины Лаврентьевой, задача к 2030 году — дать рынку 500 тыс. тонн посевного материала российской селекции. Для сельхозтоваропроизводителей сегодня нужна уверенность, что их картофель примут и торговые сети, и переработчики, тогда и выращивать они будут больше.

«Единственная, я считаю, проблема — у нас нет объемов. Договоришься с торговой сетью и ходишь по рынку, ищешь эти прекрасные объемы наших отечественных сортов. Других препятствий в достижении плановых доказателей я не вижу», —  заключила Ларентьева. 
  • Экономика АПК