22 мая 2023

Государство просубсидирует строительство судов-зерновозов

Первые балкеры могут появиться в 2026 году

Правительство поддержит строительство судов-зерновозов для экспорта зерна с помощью льготных кредитов, заявил в ходе Всероссийского зернового форума в Сочи министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.

«Конечно же мы прекрасно понимаем, что нужна государственная поддержка для того, чтобы эти суда были построены. Мы совместно с Минтрансом и Минпромторгом будем реализовывать ряд мер, которые позволят компенсировать часть прямых затрат. Я думаю, что в обязательном порядке будут льготные кредиты на строительство этих судов. Будут льготные кредиты на закупку оборудования, которое потенциально будет установлено на эти суда. Все это, надеюсь, приведет к тому, что в конце 2025–26 года должен начать появляться наш флот, которым мы сможем экспортировать наше зерно», — отметил министр.

Он также отметил, что на долю ушедших из РФ иностранных зернотрейдеров приходится 15-20% рынка.

«Я думаю, что наши российские экспортеры в состоянии заместить эту долю рынка без каких бы то ни было проблем», — сказал он.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) считает, что России для перевозок зерновых дополнительно нужны 60 судов, этот вопрос является приоритетным для «Объединенной судостроительной корпорации».

«По общим оценкам, это примерно 60 судов, мы здесь говорим о крупнотоннажных и среднетоннажных судах. Если посмотреть, это примерно пополам: порядка 30 — Panamax грузоподъемностью 50–60 тыс. тонн — и вторая половина — 30–40 тыс. тонн — Handysize и Handymax», — рассказал глава агентства Захарий Джиоев в ходе форума.

По его словам, в России проще строить суда среднего тоннажа с учетом имеющихся возможностей верфей.

«Новая транспортно-логистическая реальность оказывает свое влияние. Ситуация характеризуется волатильностью ставок фрахта. В прошлом году, особенно на Каспийском бассейне, ставки „плясали“ в несколько раз. Доходило до совершенно космических уровней — до чуть ли не $100 за тонну, причем до этого в этом регионе ставка составляла порядка $25–30. Сейчас ставки вернулись. Не могу сказать, что к тому же самому уровню, но тем не менее они стабилизировались — и это в очень высокой степени дает возможность экспортерам, судовладельцам планировать свою работу», — сказал Джиоев.

По его словам, зерно в основном перевозится судами либо самих экспортеров, либо покупателей, независимые судовладельцы предоставляют свои суда редко из-за проблем с расчетами и страховкой.

По прогнозам Росморречфлота, экспорт зерновых грузов к 2024–25 году составит порядка 60 млн тонн, из которых 90% будет идти через Азово-Черноморский бассейн.

Читайте также