17 февраля 2022
Агросопровождение как норма. Почему фермеры начинают обращаться к внешним консультантам
И как правильно провести «работу над ошибками»?
Технологии агробизнеса развиваются стремительно, с большой скоростью меняются и тенденции рынка. Чтобы оставаться конкурентоспособными на внутреннем рынке и осваивать внешние, хозяйствам необходимо постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы и технологии, осваивать новые ниши. Наличие опытного персонала на предприятии – несомненный плюс, однако зачастую нужен взгляд со стороны, беспристрастная оценка ситуации.
На фоне сложившегося кадрового дефицита хозяйства разного масштаба начинают системно обращаться к независимым экспертам. При этом тенденция будет усиливаться, считают участники рынка.
На новый уровень
Независимые консультанты помогают руководителям предприятий по-новому посмотреть на свой бизнес, выявить сдерживающие факторы, расставить приоритеты и улучшить показатели. Это актуально особенно, если в компании нет сотрудников с необходимыми компетенциями. И в целом привлечение сторонних специалистов на короткий период для выполнения определенных задач освобождает сельхозпредприятие от постоянного содержания в штате дорогостоящего работника.
Рынок экспертных услуг для сельхозпроизводителей представлен различными видами сервисов. Если у инвестора стоит задача освоить новое направление бизнеса ему могут понадобиться специалисты, которые знают специфику рынка. Они оценят направления развития, помогут найти наиболее эффективное для предприятия решение в выбранной нише, при необходимости – подготовят проект «под ключ» и обучат персонал. Как правило, в других отраслях экономики такие услуги оказывают исследовательские центры и консалтинговые агентства.
В сельском хозяйстве бизнес часто сталкивается с тем, что не может добиться желаемых показателей эффективности производства. Например, технологии выращивания не обеспечивают стабильно высокую урожайность на фоне завышенных затрат и несмотря на парк современной техники. Как раз для подобных случаев могут пригодиться услуги по технологическому и агрономическому сопровождению.
Перечень таких услуг достаточно широк. В их числе – агрономическая экспертиза и консультации по технологиям выращивания. Они «закрывают» вопросы от обработки почвы и севооборота до системы питания, защиты растений и подбора семян. Причем, как в системе классической и минимальной технологий, так и в технологии Nо-Till (без обработки почвы).
Консультационную поддержку по агрономии можно получить на стадии планирования, в межсезонье и в течение сезона, когда нужна оперативная помощь во время посевной. Или в случае форс-мажоров, например, при аномальной погоде, возникновении эпифитотий патогенов и нашествии вредителей.
Агрономическое сопровождение помогает производителю расставить приоритеты по наиболее чувствительным элементам технологии, свести к минимуму риски, связанные с покупкой низкоэффективных материалов, техники и услуг, довести эффективность применяемых ресурсов до приемлемого уровня. Привлеченный эксперт окажет помощь по интерпретации данных дистанционного мониторинга полей и агроскаутинга для оперативного управления посевами и составления алгоритмов под дифференцированные технологии, поможет корректно настроить и откалибровать технику. А также – сформировать календарный план технологических операций, составить рецепты рабочих смесей для защиты растений под сложившиеся полевые условия, и если потребуется – обучить производственный персонал регламентам применения материалов и эксплуатации техники.
Тонкости экспертизы
Часть услуг, как правило, можно заказать у производителей и поставщиков оборудования, техники, удобрений, СЗР. Специалисты таких компаний обладают необходимыми знаниями и опытом, однако они нацелены, в первую очередь, на реализацию своей продукции. Хорошо это или плохо – однозначного ответа нет. Поставщики материалов и технологий, которые работают в «долгую» заинтересованы привести своих клиентов к хорошим показателям – в ином случае они рискуют потерять рынок. Но в случае, если формируется «рынок продавца», покупатель нередко становится зависимым от своих поставщиков и не всегда может адекватно оценить свои риски и перспективы альтернативного развития.
Для того, чтобы снизить субъективное влияние поставщиков на свой бизнес есть вариант привлечения независимого эксперта, который нейтрально относится к производителям сельскохозяйственных товаров и поставщикам услуг. Такие консультационные услуги могут оказывать консалтинговые компании, специализирующиеся на вопросах сельского хозяйства. С развитием ИТ-сервисов независимую экспертизу начинают оказывать специалисты цифровых платформ, объединяющие все ключевые товары, сервисы и услуги для агробизнеса.
Мнения экспертов
Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько:
— Рынок независимых консультантов продолжает расти, причем достаточно бурно. Крупные агрохолдинги уже давно работают c такими экспертами, и сейчас эти специалисты становятся все более востребованными у небольших сельхозпредприятий.
Задачи, которые решают аграрии с помощью независимых консультантов, многообразны. В их числе — сбор информации об особенностях вегетации в текущий период, контроль расходов ресурсов, например, ГСМ, оценка состояния полей и получение рекомендаций по внесению удобрений и СЗР.
Закрытие границ из-за пандемии несколько усложнило ситуацию с привлечением иностранных специалистов, в то же время российские компании, оказывающие услуги по агросопровождению, выросли в качественном плане достаточно сильно за последние несколько лет. Тем не менее, хорошие специалисты всегда в дефиците — спрос на них со стороны участников рынка превышает предложение.
Генеральный директор компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов:
— Если говорить о консалтинговых услугах, то со стороны аграриев в последние несколько л2йет спрос на них остается стабильным, и помимо постоянных клиентов приходят новые. Как правило, к нам обращаются для разработки новых проектов. В частности, если инвестор собирается увеличить масштаб бизнеса за счет направления, которым он никогда ранее не занимался или вовсе хочет сменить род деятельности, например, заняться овощами закрытого грунта, имея опыт только в производстве молока. А вот помочь с оптимизацией текущего бизнеса сельхозпроизводители просят нас достаточно редко. У российских агропредприятий нет привычки платить за информацию, чаще всего они пытаются своими силами изучать рынок.
Крупные агрохолдинги, как правило, в качестве независимых консультантов приглашают экспертов с крупных европейских предприятий или же пользуются услугами квалифицированных российских компаний, имеющих опыт реализации аналогичных по масштабу и задачам проектов. Услуги и тех, и других стоят достаточно дорого. Средним и небольшим предприятиям приходится сложнее всего, для них выбор с точки зрения бюджета ограничен. К слову, сейчас в большинстве регионов России появилась система по поддержке малого и среднего бизнеса «Мой бизнес», которая частично субсидирует затраты предприятий малого бизнеса, в том числе, сельскохозяйственных, на консалтинговые и маркетинговые услуги.
Глава фермерского хозяйства «Бебешкино» Анвар Зуфаров:
– Потребность в консультантах есть, и она достаточно острая. Но если у крупных агрохолдингов есть подобные специалисты, то у малых фермеров эти знания ограничены информацией из Интернета или же многолетними дедовскими традициями. Потребность в современных агротехнических приемах очень высокая: многое уже апробировано, но фермеры о них, к сожалению, не знают, поэтому такие специалисты очень востребованы.
Но для многих проблема состоит и в стоимости таких услуг. Мелкие фермеры зачастую не смогут и не захотят их оплачивать. Эту функцию на себя, хотя бы на первом этапе, должно взять государство, чтобы тем самым мотивировать людей на применение новых технологий. Некоторые из фермеров, честно скажу, еще продолжают жить в 19 веке, и не хотят вкладываться в современные приемы. Поэтому, на мой взгляд, здесь в одной связке должны работать Минсельхоз, Центр компетенций и бизнес, все эти структуры должны быть заинтересованы в повышении уровня знаний простых фермеров. Деятельность в этом направлении ведется, но пока больше с прицелом на агрохолдинги.
Директор по агротехнологиям «Поле.рф» Роман Ратников:
– Рынок услуг агросопровождения для малого бизнеса во многом только начинает формироваться. Но есть предпосылки повышения интереса к этой услуге. Во-первых, наблюдается обострение конкуренции участников агробизнеса по эффективности производства. Фермерам и небольшим хозяйствам становится сложнее конкурировать с холдингами по эффективности технологий и себестоимости продукции. Для увеличения своей конкурентоспособности товаропроизводителям требуется снизить производственные риски, повысить эффективность применяемых технологий, управляемость затратами и себестоимостью. Эти задачи можно решить путем привлечения сторонних экспертов по агрономии, имеющих успешный производственный опыт.
Еще одна причина, которая может сподвигнуть аграриев обратиться к независимым экспертам, состоит в том, что внутренний рынок товаров и услуг в агропромышленном комплексе бурно развивается. Производители сталкиваются с очень широким предложением по материалам и технике, среди которых недостаточно комплексных технологических решений с доказанной эффективностью. Добровольная сертификация многих товаров, необязательность соответствия стандартам, упрощенные требования по сертификации продукции создают благоприятные условия развития рынка, и вместе с тем, широкого оборота товаров с недоказанной эффективностью, сомнительного качества.
В сельскохозяйственной отрасли РФ сейчас не существует структур и традиций сравнительной оценки эффективности продуктов и технологических решений на основе конкурсных испытаний, позволяющих дать аграриям информацию по наиболее эффективным продуктам. Игроки рынка продвигают свой товар, завлекая клиентов маркетинговыми технологиями, демпингом, а также используя рычаги государственной протекции отечественных производителей. На этом фоне функцию оценки эффективности технологических решений могут выполнить независимые эксперты.
Есть и еще один фактор, повышающий спрос на независимых агроэкспертов. Современное сельскохозяйственное образование в нашей стране находится на низком уровне. Недостаточное количество компетентных преподавателей, слабая материально-техническая база, несовершенство программ обучения с тенденцией сокращения доли специальных предметов существенно ограничивают возможность аграрных вузов подготавливать квалифицированные кадры. Непопулярность агрономических специальностей, сокращение набора и низкий конкурс при поступлении в вуз привели к сокращению количества выпускников и создали устойчивый тренд к дефициту отраслевых специалистов в сельском хозяйстве. Вместе с тем стоимость труда квалифицированных специалистов в производственном секторе неуклонно растет, и для небольших предприятий они становятся недоступными. Руководителям и собственникам агробизнеса приходится самим вникать в производственные технологии, опираться на мнения и предложения поставщиков техники, материалов и услуг, преследующих свои коммерческие цели, что, как правило, расходится с целями агрария. Поэтому важна оценка «третьей стороны».