23 ноября 2022

Фермеры назвали экономию времени, затрат и экспертизу в числе востребованных преимуществ цифровых платформ

Неизбежность онлайна: как завоевать доверие фермеров и не потерять его

Источник: «РБК—Краснодар»

Цифровые платформы для сельского хозяйства по принципу Оzon и Uber только начали появляться в России, но уже показывают свою востребованность. Участники открытой дискуссии «Почему онлайн неизбежен?» выяснили, при каких условиях фермер начинает доверять цифровой платформе и какие преимущества для него стоят на первом месте. Диалог представителей цифровых сервисов и фермеров был организован агромаркетплейсом поле.рф и АО «Росагролизинг» на выставке «ЮГАГРО-2022» в Краснодаре.

Время — деньги

Ключевым фактором, о котором говорили все участники дискуссии, стал фактор времени. С одной стороны, платформы как новый инструмент требуют временных затрат на их изучение и оценку преимуществ. С другой стороны, именно цифровые сервисы и призваны экономить время фермера, у которого строго расписан весь производственный цикл.

Источник: «РБК—Краснодар»

По словам Олега Дудия, фермера из станицы Мингрельской Абинского района Краснодарского края, у аграриев есть запрос на цифровую площадку, где можно получить первичные данные о состоянии полей, урожая, увидеть, где есть проблемы, получить данные по осадкам.

«У меня утро начинается с объезда полей и это занимает много времени, честно говоря. Я хочу экономить свое время, вот, что для меня важно», — сказал Дудий, по мнению которого доверие появляется после планомерного использования сервиса в течение года.

Согласился с коллегой Антон Колесников, также ведущий свое фермерское хозяйство на Кубани. «Должно быть что-то, что экономит время фермера», — сказал он.

Касаясь своего опыта, Колесников отметил, что сегодня много времени отнимает составление дефектной ведомости и точечная рассылка файла поставщикам техники и запчастей. Фермерам нужен сервис «одного окна», которому можно доверить свои потребности. Колесников также считает востребованным сервис единовременного выставления заявки на закупку, например, средств защиты растений или удобрений для всех поставщиков и производителей, чтобы иметь возможность сравнивать цены и условия поставки.

Доверие вырастает из опыта

Фермеры и представители цифровых платформ пришли к выводу, что цифровизация АПК набирает обороты, если отвечает на текущие запросы аграриев.

«На каждом этапе есть место цифровым технологиям, сервисам, решениям. На каждом этапе надо понимать, экономит ли это время, а дальше ты считаешь. Самое острое для меня сейчас — это запчасти и сервис. Сейчас, я уверен, встанет вопрос реализации зерна», — заявил со своей стороны Никита Токмаков, который выращивает свой урожай в Воронежской области.

Антон Колесников отметил, что вкус к цифровым сервисам появляется по мере их использования. В качестве примера он привел своего отца, который долгое время пользовался кнопочным телефоном, пока не освоил смартфон с возможностью вызова такси и использования навигатора.

Важным моментом все участники дискуссии назвали систему обратной связи от пользователей цифровых платформ для АПК, которая может сыграть роль «сарафанного радио» и помочь в их развитии.

«Если есть такие платформы, должны быть отзывы, должны быть те ребята, которые попробовали, они могут сказать: „Это работает, надо обратить внимание“», — сказал Дудий.

Активно участвовали в разговоре и гости, которые пришли на выставку «ЮГАГРО-2022». В частности, они отметили, что дополнительную степень доверия дает упоминание компанией-производителем на своем сайте маркетплейсов, на которых можно приобрести продукцию, а также готовность компаний обучать пользователей работе с платформами и принимать обратную связь.

Экспертиза в комплекте с сервисом

Один из вопросов, звучавших в зале, касался прямой коммуникации специалистов площадки и фермеров, которым иногда нужно «просто поговорить». Об опыте экспертных продаж, который есть у агромаркетплейса поле.рф, рассказал директор по развитию компании Антон Маланин.

Антон Маланин, директор по развитию агромаркетплейса поле.рф. Источник: «РБК—Краснодар»

«Мы в поле.рф стараемся работать везде. Кредит доверия мы завоевываем еще и „на земле“. У нас есть сотрудники, которые приезжают и общаются с фермерами. Это не бездушная машина, приложение с кнопками, это большое количество людей, в том числе экспертов, которые обладают компетенциями в разных сферах», — отметил он.

По словам Маланина, отличие агромаркетплейса от доски объявлений, где фермер сам связывается с продавцом или покупателем, в том, что сделка полного цикла, включая транзакцию и документальное сопровождение, происходит «не вставая с дивана».

«Когда вы покупаете товар, вам необходимо мнение поставщика или производителя. И задача наша — донести до вас эту информацию. У нас это тоже реализовано. Например, есть чат, где можно поторговаться», — отметил он.

Директор по маркетингу компании цифровых перевозок SmartSeeds Федор Смирнов в качестве примера завоеванного доверия привел функцию электронной очереди, которая позволяет управлять потоком машин на погрузку и выгрузку, следить за транспортом на пути к терминалам и оптимизировать время разгрузки.

«Когда говорят про цифровизацию, говорят в основном про удобный интерфейс, про омниканальность, про прозрачность. Идеальный результат — когда тот же фермер перестанет чувствовать разницу между офлайном и онлайном. Он просто пользуется сервисом, который лучше решает его задачу», — отметил он.

Вызов для цифровых платформ, по мнению Смирнова, заключается и в том, что доверие нужно завоевать не только у заказчиков услуг или продуктов, но и у поставщиков или производителей. В случае со SmartSeeds речь идет об исполнителях перевозок — тех компаниях, которые имеют 1–2 машины и составляют костяк сельскохозяйственных перевозок.

Компания «Росагролизинг» свой путь по преодолению сложностей цифровой трансформации уже прошла, рассказал руководитель направления маркетинговых исследований Владимир Буздалкин. Он отметил, что, когда компания начинала процесс цифровизации в 2019 году, критики также говорили, что эта идея «не полетит».

«Мы смотрим сейчас на аудиторию наших сервисов и видим, что костяк ее составляют люди в возрасте 35–45 лет. На текущий момент более 80% заявок мы получаем из онлайна», — сказал Буздалкин.

По его мнению, помимо ответа на основные «боли» агрария, цифровой сервис должен отвечать всем требованиям безопасности, чтобы пользователь был уверен, что его персональные данные в сохранности.

«Сейчас агросервисы конкурируют даже не с друг другом, а с теми же „Яндексом“ и „Озоном“. Человек привык к определенной структуре потребления. Он хочет видеть корзину, хочет видеть чат со специалистом, который ответит в течение пары секунд», — считает он.

Онлайн неизбежен

Временной фактор и необходимость оптимизации расходов в АПК могут стать драйверами для развития агромаркетплейсов, считает Токмаков.

«Онлайн будет, он просто придет. Нам надо обучаться. Сельское хозяйство из-за уровня рентабельности должно каждую копейку экономить. В данном случае онлайн как оптимизация всего — это, наверное, номер один по возможностям», — заключил фермер.

«Как бы нам ни казалось все это дико, нужно уделять этому внимание. Нужно давать возможности для развития. Нужен общий труд, обратная связь должна быть. Создается площадка, а мы уже корректируем ее под себя», — согласился с ним Олег Дудий.

Смотреть полную запись дискуссии.

О выставке

«ЮГАГРО» — самая крупная в России выставка сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции, по данным независимого аудита. В этом году в ней принимают участие 600 ведущих производителей и поставщиков АПК.