26 апреля

Александр Кузнецов: «Российским селекционерам нужно учиться маркетингу»

Руководитель семеноводческого хозяйства по картофелю – о конкурентоспособности отечественных сортов и сложностях их продвижения на российском рынке

Источник: Александр Кузнецов

По итогам 2023 года все позиции в топ-10 самых популярных сортов картофеля в России заняли иностранные селекционные достижения. Несмотря на то, что отечественные селекционеры регулярно выводят новые сорта, «иностранцы» продолжают доминировать на картофельных полях. Почему сложилась такая ситуация и что нужно сделать, чтобы изменить этот тренд, журнал поле.рф спросил у исполнительного директора кооператива (СПССК) «Устюженский картофель» из Вологодской области Александра Кузнецова.

— Как вы считаете, изменится ли российский рынок семенного картофеля после введения квот на импорт из недружественных стран? Сможем ли мы обойтись без импортного семенного материала?

— С учетом того, что европейские компании уже сейчас перешли на производство семенного картофеля в России начиная от пробирки и до первой-второй репродукции, то есть наладили полный производственный цикл, единственное, что может произойти — это снижение качества этого семенного картофеля. Потому что уже сейчас семенной картофель, выращенный из пробирки в России, в ряде случаев уступает по качеству семенному картофелю тех же сортов и того же класса, который ввозился из Европы. 

Но европейские компании уже занесли свои сорта в Банк здоровых сортов картофеля, поэтому с российского рынка они не уйдут, а будут и дальше производить семенной картофель в России, и сейчас стоит задача по сохранению качества семян на том же уровне. 

квот

— Какие сорта семенного картофеля сейчас предлагает сельхозпроизводителям ваш кооператив? Есть ли среди них сорта для переработки на чипсы и фри?

— Мы работаем как с европейскими, так и с российскими селекционными компаниями, поэтому у нас достаточно большая линейка семенного картофеля, есть в ней и сорта для переработки. На сегодняшний день мы работаем по лицензионному соглашению с компанией «Агрико Евразия», выращивая для них сорта Аризона, Ривьера и Эволюшн. Можем предложить сельхозпроизводителям всю линейку из 16 сортов компании «РусЕвроплант». Также предлагаем сорта российской селекции, созданные в рамках программы ФНТП (Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Подпрограмма «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации»). Это новые сорта Садон, Спринтер, Флагман, Ариэль и уже известный сорт Колобок.

Источник: Александр Кузнецов
Источник: Александр Кузнецов

Что касается чипсовых сортов, то раньше мы раньше выращивали сорт ВР 808 для компании «КВС РУС», а сейчас по договору контрактации для компании Lorenz перешли на сорт Леди Клэр. Этот же сорт мы производим и для компании «ФАТ-АГРО». Кроме того, российские чипсовые сорта сейчас находятся у нас на испытании, например, один из гибридов компании «ФАТ-АГРО» мы испытываем уже второй год.

Менялся ли у вашего кооператива ассортимент сортов картофеля в последние годы и почему?

— Ассортимент семенного картофеля меняется постоянно, потому что он зависит от региона поставок, причем эти линии отрабатывается в течение нескольких лет. Например, сейчас мы начали отправлять картофель в Сибирь (в Алтайский край в этом году ушло 200 тонн элиты), и для этого выращиваем одну линейку сортов, для юга — другую линейку, для Поволжья — третью. Поэтому ассортимент или процентное соотношение того или иного сорта со временем, конечно, меняется в зависимости от потребительского спроса, и компания должна быстро поставлять на рынок сорта, отвечающие его требованиям и соответствующего качества. География поставок нашего семенного картофеля все время расширяется, и сейчас мы поставляем его от Калининграда до Магадана.

Источник: Александр Кузнецов
Источник: Александр Кузнецов

— Ваш кооператив всегда старался продвигать на рынке отечественные сорта картофеля, а сейчас этот вопрос стал особенно актуальным. Тем не менее в первой десятке по объемам высева только «иностранцы». Что необходимо предпринять для их популяризации?

— Основная проблема в этом вопросе — отсутствие маркетинга по отечественным сортам картофеля как такового. Причем как со стороны производителя-оригинатора, который не может «раскрутить» свою продукцию, так и со стороны семенных компаний, которые начали заниматься производством семенного картофеля в больших объемах, но не имеют опыта по продвижению. И маркетингу нам нужно учиться у европейских компаний, потому что у них эта работа очень хорошо поставлена. При этом нужно учитывать, что европейские компании заходят к нам с готовыми сортами, а мы зачастую начинаем с гибридов, и нам просто необходимо правильно проводить маркетинговую работу по продвижению новых продуктов. Потому что с точки зрения потребительских требований новые качественные российские сорта ничем не уступают европейским, но рынок эти сорта не знает, причем их не знают ни производители семенного картофеля, ни потребители. Даже в рамках ФНТП, к сожалению, такая работа не проводилось так, как это необходимо.

Источник: Александр Кузнецов
Источник: Александр Кузнецов

На таких крупных мероприятиях картофельного бизнеса, как, например, ежегодный День поля компании Grimme, российские сорта можно встретить очень редко, не говоря уже о менее значимых событиях. При этом мы испытывали на своей площадке более 200 разных сортов и гибридов картофеля российской селекции, и многие из них могут конкурировать даже с такими именитыми европейскими сортами, как Гала, Коломбо или Королева Анна по таким качественным показателям, как форма клубней, кожура, количество глазков, вкусовые качества и так далее. 

Резюмирую: любая компания, которая занимается производством какой-либо продукции, должна вкладывать деньги в маркетинг, российские же селекционеры не делают этого из-за отсутствия материальной базы и опыта.

— Какие сорта отечественного картофеля вы считаете перспективными?

— Я могу говорить в большей степени о сортах, выведенных ФИЦ картофеля им. А. Г. Лорха, это сорта Садон, Ариэль, Флагман, Краса Мещеры, которые в определенных регионах хорошо себя проявляют в промышленных объемах. Неплохо показывает себя сорт Варяг и крахмальный сорт Артур, сравнимый по содержанию крахмала с сортами европейской селекции. У нас имеется и хороший сорт для производства картофеля фри — Фаворит, он выводился в совместно с компанией «Маккейн агрикультура».

Источник: Александр Кузнецов
Источник: Александр Кузнецов

Есть перспективные сорта у компании «Дока — Генные технологии», такие как Кармен и Прайм. Хорошие сорта собственной селекции может предложить компания «Молянов АГРО Групп». Российским селекционерам есть, что дать рынку, но для этого они должны участвовать во всех крупных мероприятиях, проводимых в рамках картофельного бизнеса, и вкладываться в маркетинг. Кроме того, селекционным компаниям нужно работать над качеством элитного материала.

— Готовы ли, на ваш взгляд, отечественные селекционные институты и компании к увеличению производства суперэлиты собственных сортов?

— Для производства самого семенного материала суперэлиты и элиты селекционерам нужно идти в кооперацию с производителями семенного картофеля, потому что ни у одной российской селекционной компании, за исключением «Дока – Генные технологии», нет площадей для производства достаточного объема картофеля этого класса. Так сегодня уже работает компания «ФАТ-АГРО»: предоставляет оригинальный семенной материал класса первой полевой супер-суперэлиты, а производители выращивают необходимый объем элиты, который выводится на рынок. По такому принципу наш кооператив выращивает для этой компании российские сорта Садон и Спринтер, а также европейские сорта Ривьера, Арроу, Леди Клэр, Романо, Ред Скарлетт.

Источник: Александр Кузнецов
Источник: Александр Кузнецов

Европейские компании работают по этой же схеме, семенной материал производит не селекционная компания, а кооперация, в том числе в больших объемах и в России.

— В прошлом году произошло снижение рентабельности производства картофеля. Как по вашему мнению изменится этот показатель в текущем сезоне?

— Рентабельность изменится в любом случае, потому что выросли основные затраты на производство картофеля, включая горюче-смазочные материалы, средства защиты растений, удобрения и технику. В прошлом году на рынке было перепроизводство картофеля, что и привело к такой ситуации. Сейчас с рынка уйдут случайные люди, и он вновь стабилизируется, как уже было раньше.

Что еще нужно сделать российским селекционерам, помимо вложений в маркетинг, чтобы картофелеводы начали использовать их сорта? 

— Необходимо улучшить материальную базу, потому что сегодня техническая оснащенность наших селекционеров оставляет желать лучшего. Это требует большего госфинансирования, и если тепличные хозяйства получили государственные вливания и улучшили производство, то картофеля это пока не коснулось.

На сегодняшний день у селекционеров уже есть все потребительские качества будущих сортов, которые требуются рынку, они уже нашли родительские формы для скрещивания, чтобы создать и выпустить такие сорта на рынок. Все гибриды, которые сейчас испытываются, говорят о том, что этот вопрос будет решен, и теперь все зависит от нашей работы, начиная от Минсельхоза и заканчивая фермерами.

Наши сорта могут конкурировать с европейскими, и еще неизвестно, какой сорт выгоднее выращивать — голландский Коломбо или российский Садон. Если говорить о переработке картофеля, то наши сорта просто не были востребованы на рынке, так как переработкой картофеля на фри и чипсы занимались европейские компании, и требовали для производства европейские сорта, но совсем не за их лучшие качества. На моих глазах сорт ВР 808 заходил на российский рынок, и его очень неохотно брали на переработку, а потом он стал одним из основных чипсовых сортов, поэтому в какой-то мере этот вопрос можно считать политическим. Сейчас переработкой картофеля стали заниматься российские компании, поэтому ситуация меняется.

По вашим оценкам, сколько нужно времени, чтобы вытеснить с российского рынка импортные сорта и заменить их отечественными?

—Чтобы создать сорт, нужно 10-15 лет, а все европейские сорта после захода на рынок раскручивались в России 4-5 лет, так было с Королевой Анной, Гала и другими. Многое зависит от агрессивности поведения на рынке и в итоге упирается в маркетинг. 

Но нужно признать, что число топовых сортов европейской селекции составляет около 10 наименований, а все остальные сорта — это минимум в производстве. Поэтому если даже в первой двадцатке топовых сортов картофеля будет 10 сортов отечественной селекции — это станет нашей победой.

  • Интервью

Читайте также